Президент-монарх с конституционными полномочиями?

Закрывая последний день прошедшей пленарной недели депутаты приняли в первом чтении, достаточно неоднозначный законопроект. Этот документ является своеобразным ноу-хау, ведь предлагает отменить социально-экономическую программу развития страны и формировать бюджет на основе ежегодного послания главы государства. Подобной практики нет ни в одной демократической стране мира, а потому решение Верховной Рады сразу натолкнулось на критику правоведов и политологов. Стоит согласится, что реакция экспертов и части парламентариев логична, ведь выступление Президента нельзя отнести даже к разряду документов, не говоря уже о том, чтобы считать его планом, по которому государство живет круглый год …

Законопроект  номер 9665 был внесен в Верховную Раду самим Президентом Виктором Януковичем еще 13 января. Проголосовав 241 депутатской карточкой за принятие соответствующего документа в первом  чтении, парламент фактически согласилсся  приравнять к Конституции ежегодные послания главы государства.

Как говорится в пояснительной записке, законопроект разработан "с целью создания более благоприятных условий для реализации Президентом Украины конституционных полномочий в части функционирования системы программных документов». Таким образом, в новой редакции закона бюджетный прогноз предполагается составлять на основании в первую очередь ежегодного послания Президента Украины  Верховной Раде, в то время как сейчас прогноз составляется на основе программы деятельности Кабинета министров, прогнозных и программных документов. Кроме того, законопроект предполагает, что посланием Президента, также как и Конституцией, должны будут руководствоваться в своей работе городские государственные администрации.

Руководитель подкомитета по вопросам международной экономической политики Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, народного депутата от Партии регионов Алексей Плотников считает. что такое решение парламента позволит более  четко определить приоритеты.  "Этот законопроект … позволяет более четко определить приоритеты и то, что эти приоритеты будут прописываться в годовых посланиях Президента — не вижу ничего страшного, потому что это достаточно вертикализованое принятие решения, т.е. если Президент определяет приоритеты развития страны, он, наверное, определяет их не лично, они определяются  по представлению Кабмина, местных органов ", — заявил Плотников.

В свою очередь представитель Президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко, необходимость принятия такого законопроекта мотивировал тем, что, мол, политическая ответственность за состояние дел в стране возлагается на главу государства, но должных инструментов для реализации политического курса нет. Он считает, что данный документ позволит повысить эффективность управления государственными финансами, усилит стратегическую составляющую в процессе бюджетного планирования, ускорит осуществление реформ. «Принятие этого закона создаст законодательные механизмы для консолидации усилий всех органов власти вокруг реализации курса реформ Президента Украины», — отметил Юрий Мирошниченко.

Впрочем, похоже, такого мнения придерживаються только провластным политические силы в Верховной Раде. Так, законопроект сразу раскритиковали в оппозиции, назвав его антиконституционным.

В частности, депутат от фракции НУ-НС Ксения Ляпина считает, что в парламенте принято решение о том, что Верховная Рада почти полностью отстраняется от определения бюджетной  политики, хотя по Конституции именоо она определяет основы внутренней и внешней политики, а бюджетная политика, это часть этой самой внутренний политики. "Здесь нарушается, в частности, то что каждое решение Кабмина мы рассматриваем с точки зрения, принято ли оно в рамках полномочий, отвечает ли Конституции, опирается ли на законы. И Премьер-министр, и министры подписывают приказы и несут ответственность за свои решения. Президент же за свое послание не несет никакой ответственности ", — сказала Ляпина.

По словам депутата, данное решение, должно было бы быть опровергнуто Конституционным судом, однако сегодня это невозможно. А вот ее коллега по фракции Юрий Кармазин вообще назвал такой законопроект "государственным переворотом" и движением к авторитарной модели президентской республики.

С тем, что законопроект противоречит Конституции Украины согласились и во фракции “БЮТ-Батькивщина”. «Если мы допустим принятие этого закона, то парламент будет только формально принимать бюджет — все остальное будет зависеть от Администрации Президента», — утверждает бютовец Андрей Павловский.

Противники президентской инициативы есть и в парламентском большинстве. Не согласны с принятием подобного решения во фракции КПУ. Депутат от этой политической силы Спиридон Килинкаров уверен, что формирование программы страны на основе доклада главы государства полностью нивелирует роль всех органов власти, кроме Администрации Президента. По его словам, законопроект № 9665 не соответствует никаким правовым нормам развитой демократической страны.

"Это ноу-хау по-украински. Это абсолютный бред, чтобы программа социально-экономического развития отбрасывалась, а все программы, как местных так и центральных бюджетов, формировались на основе ежегодного доклада Президента", — отметили С. Килинкаров.  Однако, по его мнению, учитывая голосование в первом чтение этот противоречивый документ может быть принят в парламенте в целом. "Правда вопрос не в том, будет ли он принят или нет, а в том, для чего это делается? У каждого органа есть свои полномочия и их можно вот так игнорировать, предоставляя чиновникам Администрации Президента все рычаги", — подытожил он.

Не слишком лестно отзываются о документе и эксперты, отмечая, что таким образом глава государства Виктор Янукович хочет обезопасить себя от проблем с депутатами после парламентских выборов.  Но пока вопрос о том, будет ли страна жить по ежегодным посланиям Президента, остается открытым. Впрочем, учитывая голосование в первом чтении, сомнений в принятии этого "ноу-хау" остается все меньше…

Читайте также по теме