Впервые за последние несколько лет западные наблюдатели не разошлись во мнениях относительно точного определения качества жизни украинских пенсионеров. В своих отчетах десятки мониторинговых групп, включая представителей ООН и ЕС, констатировали: положение наиболее незащищенных слоев общества в Украине остается «стабильно тяжелым». Более того, по мнению экспертов, сокрушительный удар по имиджу официального Киева на международной арене в самое ближайшее время могут нанести усугубляющиеся проблемы местных «чернобыльцев», «афганцев» и «просто безработных».
У Александра Николаевича возникли серьезные неприятности – он заболел. Заболел не то, чтобы тяжело – подхватил обычный грипп, свойственный в это время года для средних украинских широт. Но даже «обычный грипп» для него является, по меньшей мере, трагедией. Каждый день ровно в семь утра Александр Николаевич, житель небольшого городка на украинско-российской границе, ходит на вокзал, дабы предлагать пассажирам поездов дальнего следования свой нехитрый товар: вареники с картошкой, пирожки с мясом, и уж – по возможности – минеральную воду и пиво. Вареники и пирожки он делает сам, по старым рецептам своей покойной матери; а вот воду и пиво приходится покупать в оптовом ларьке. Ежедневно такая «работа» приносит Александру Николаевичу около 40 гривен «чистого» дохода. Он рад и этой сумме, а, посему, дорожит каждым часом, проведенным на перроне, и воспринимает любое обстоятельство, мешающее его пребыванию там, как личную трагедию.
Большую часть своей жизни «перронный продавец Николаевич» отдал флоту, работая механиком на крупном торговом судне. Но так уж получилось, что вследствие личных обстоятельств сегодня 55-летний специалист оказался, образно выражаясь, за бортом жизни. Не имея возможности устроиться «на суше» на хорошо оплачиваемую работу и, потеряв основной источник дохода, он вынужден жить с младшим братом-безработным на так называемые «случайные средства» — то брат вскопает соседям огород, то лично он продаст «из-под полы» бутылку-другую купленного в ларьке пива. В итоге некогда процветающее семейное гнездо оказалось разорено: за систематическую неуплату коммунальных услуг в доме отключили газ, свет, воду, и, наконец, отопление. «Я обращался в социальные структуры, — горестно вещает бывший механик торгового флота. – Но мне говорят, что пока помочь ничем не могут – в моем возрасте найти хорошо оплачиваемую работу практически невозможно. До пенсии мне далеко, а молодые годы давно прошли».
Впрочем, среди «коллег» Александра Николаевича по перрону – не только пенсионеры, которым катастрофически не хватает на жизнь их «президентских 867 гривен», но и молодые люди. Так оставшийся без работы дизайнер интерьеров, некий 29-летний Максим вынужден разносить по вагонам периодическую прессу, а его сверстница Ольга продает зажиточным пассажирам престижных составов «элитные» игрушки – гигантских львов, тигров и разноцветных медведей.
«По всей Украине таких «продавцов» — тысячи, если не десятки тысяч, — сказала в интервью корреспонденту «ГолосUA» эксперт международной группы HEF Айна Тоотс. – Причем торгуют они не только на железнодорожных станциях, но и на автовокзалах, и стихийных рынках, а некоторые выстраиваются со своим товаром – преимущественно продуктами питания – даже вдоль автомобильных трасс. Это может показаться диким, но и в жару, и в самые лютые морозы за помощью к проезжающим обращаются и совсем молодые люди, и тем, кому уже далеко за восемьдесят. Все они говорят, что иного выхода для выживания не видят». Между тем, по словам Тоотс, оставшиеся без средств к существованию люди делятся на две категории – своеобразных пессимистов и оптимистов. Так, например, некий житель Винницы, продававший на рынке торты собственного приготовления, сегодня работает в одном из престижных московских ресторанов, а бывший профессор филологии из Днепропетровска развлекает публику в «электричках» нецензурными стихотворениями.
Особой статьей отчета западных аналитиков является положение украинских пенсионеров. «Даже если отбросить необходимость большинства из них заниматься куплей-продажей продуктов питания и промтоваров, можно смело сказать пенсионеры по-прежнему остаются одной из самых незащищенных в экономическом смысле категорий населения», — сообщила собеседница агентства. По самым скромным подсчетам экономистов HEF, минимальная потребительская корзина плюс пакет оплаты коммунальных услуг и, наконец, система «непредвиденных расходов» в общей массе выросли, по сравнению с прошлым годом, в полтора раза, — отметила она.
Другая влиятельная международная организация – «International Law Commission” (ILC) обратила внимание международной общественности на явное ущемление прав украинских ликвидаторов на Чернобыльской АЭС. «Если бы все права «чернобыльцев» в Украине соблюдались так же методично, как они провозглашаются с трибун на местном уровне, страна никогда не столкнулась бы с такой волной выступлений и голодовок ликвидаторов, — написал в своем ежегодном отчете эмиссар ILC Войцех Гербер. — Киев, Донец, Сумы, Харьков, Луганск и Львов – вот далеко не полная «география» акций протеста, проводимых участниками ликвидации катастрофы на ЧАЭС, требующих повышения пенсий и выплат. Это уже нанесло репутации официального Киева в глазах мировой общественности сокрушительный удар и боль от этого удара будет только усиливаться».
Вполне возможно, публикация международных отчетов по последнему пункту будет на некоторое время приостановлена. Как стало известно на днях, Премьер-министр Украины Николай Азаров пообещал, что с начала 2012-го года украинские «чернобыльцы» станут получать так называемые «повышенные пенсии». Согласно официальной информации, украинский Кабинет министров уже приступил к рассмотрению вопроса об увеличении размеров подобных выплат до 3-4 тысяч гривен в месяц. Но вот ведь в чем дело – Президент Украины Виктор Янукович выразил свою твердую уверенность в том, что требования о пресловутом «повышении чернобыльских пенсий» направлены на срыв финансовой стабильности в Украине. Более того, по некоторым данным, против отдельных «чернобыльцев» могут быть заведены уголовные дела – за «слишком высокие получаемые пенсии».
«В данном случае мы сталкиваемся с «эффектом бумеранга», — сказал корреспонденту «ГолосUA» киевский юрист Андрей Сивер. – Чем активнее «льготники» и пенсионеры ратуют за свои права – в том числе и под наблюдением иностранных правозащитников – тем больше это раздражает местные власти». Но ведь не каждый обиженный финансовой справедливостью человек будет выходить на центральные площади своих городов и выражать протест длительными голодовками, — отмечает Сивер. – Следовательно, большинство, как обычно, «проглотит горькую пилюлю», и, следуя тем же «властным призывам», потуже затянет пояса.
На этом фоне прибавки в 4-5 гривен, с которыми ежемесячно сталкиваются «среднестатистические» пенсионер и находящийся на учете в службе занятости безработный, кажутся не более, чем «прибавками к разжалованию».