Дайана Банда
10:00 19/09/2014

Придут ли инвестиции на Донбасс?

Вот и настал тот самый момент, когда все опомнились и осознали, что пришло время мира и восстановления – так кажется при первом беглом взгляде, во всяком случае. Закон об особом порядке в некоторых районах Донбасса – это шаг навстречу миру. То есть? если стоять на том, что человеческая жизнь – самое ценное, закон этот великолепен, потому что он предполагает прекращение войны и сохранение величайшей ценности. Только вот рядом с задачей сохранения жизни, становится задача обеспечения достойных условий для нее. Донбасс нужно отстраивать, в Украине денег на это нет, их нужно привлекать со стороны. Корреспондент ГолосUA попытался выяснить, появятся ли заинтересованные в финансировании Донбасса в условиях его особого статуса?

Общая ответственность

От общего экономического состояния страны зависит благополучие всех граждан, но и от благополучия каждого из нас зависит экономика страны. И если жители Донбасса сегодня сидят на развалинах без работы, без пенсий и зарплат, они не смогут купить продукты, заплатить налоги, пополнить бюджет. При этом они остаются гражданами Украины, о которых государство должно заботиться. Уже сейчас слышны крайне нетактичные, грубые возгласы: «А почему мы должны будем их кормить?» Ответ прост: потому что живем в одном государстве.

Вот сейчас Донбасс действительно становится дотационным регионом, а у Украины денег на его содержание нет. Выход один – привлекать инвестиционный капитал.

Инвесторы – народ крайне осторожный и расчетливый. Расчетливый на много лет вперед. Не спугнет ли их особый порядок в регионе всего на 3 года?

Экономический эксперт Любомир Шавалюк считает, что нет, при условии, если украинское правительство приложит некоторые усилия. При этом он отмечает, что делать ставку нужно не только на внешних, но и на внутренних инвесторов.

«Начнем с того, что есть много крупных внутренних инвесторов, которые имеют в регионе активы и заинтересованы в том, чтобы его отстраивать. Потому что без восстановления инфраструктуры региона их активы будут работать недостаточно эффективно, если вообще будут работать. Поэтому внутренние инвесторы заинтересованы – это раз. Второе – интерес внешних инвесторов, пока в Украине не представленных, очень прост: если в стране будут проведены реформы, если будут снижены налоги и налоговая нагрузка в целом, а также обеспечено право имущества, то инвесторы иностранные готовы сюда приходить – частные инвесторы, я хочу сказать. Тем более в регионах, на Донетчине и Луганщине, после тех событий, которые произошли там, будут интересные возможности с точки зрения стоимости рабочей силы, которая, наверное, упадет, и это может заинтересовать частных инвесторов», – отметил экономист.

Дешево, но сердито

Рыбу, как говорится, ловят в мутной воде. Поэтому возможность дешево приобрести рабочую силу, землю, отдельные объекты, может привлечь инвесторов на Донбасс. Не исключено, что это будут крайне авантюрные представители бизнеса, поскольку введение особого статуса на 3 года не располагает к плавному, рассчитанному на долгосрочную перспективу, ведению дел. Это подтверждает заслуженный экономист Украины Виктор Суслов, которые в свое время был и советником президента, и министром экономики, и главой Госфинуслуг.

«Нужно приветствовать принятие этого закона (об особом порядке – прим. ред.), как и вообще то, что на Донбассе перешли к перемирию, то есть к прекращению войны – не без нарушений, но основная часть войны прекращена. Нельзя не видеть и недостатки принятого закона, который имеет рамочный характер и не содержит конкретных механизмов, достаточных гарантий, и в процессе имплементации будет очень много недоразумений и большая необходимость в уточнении, как этот закон должен действовать, как его применять.

Что касается идеи привлечения частных инвесторов, она озвучена, конечно, украинским правительством, но сомнительно, что при таком законе частные инвестиции могут пойти в Донбасс, ввиду отсутствия гарантий для этих инвестиций. Даже самое главное – закон принят на 3 года, он будет действовать 3 года, потом предполагается, что будет прекращено действие закона и будут действовать общие нормы украинского законодательства. Перспектива в 3 года никакого инвестора не устроит, и он не будет ничего инвестировать. Дальнейшая судьба Донбасса неясна для инвестора. Да, я сказал, что вернется к общему украинскому законодательству… Но это предположение. Чтобы он вернулся к этому законодательству, нужно, по крайней мере, чтобы на это согласилось население Донбасса», — подчеркнул эксперт.

Создается впечатление, что 3 года – это испытательный срок, который поставило перед собой само украинское правительство, чтобы попробовать сшить страну. Но четкие сроки и конкретные планы стали бы, пожалуй, скоросшивателем. Административную реформу нужно провести во всей Украине, а не в одном регионе, а тем более не в отдельных его районах. В общей реформе нет ничего разрушительного, тем более для такой молодой страны, как Украина. Мы еще не застыли в какой-то форме, можем быть гибкими.

Разделение без власти

Западные политики постоянно делают публичные заявление о будущей обязательной помощи Украине. При этом заверения первых лиц ЕС или США не означают, что западный бизнес рассуждает так же. Бизнесмены думают в денежных знаках и на любую страну смотрят через купюру. Поэтому ожидать неких благотворительных инвестиций – мол, нате, не плачьте – не приходится. Как показывает опыт сотрудничества Украины с восточными и западными партнерами, они дают половину, а спрашивают по полной.

Хотя экономист Любомир Шавалюк считает, что и частному бизнесу, и институционным инвесторам нужно только прекращение боевых действий, и тогда они ступят на пожженную донбасскую землю.

«Не нужно забывать об институционных инвесторах, я имею в виду Мировой банк и другие подобные международные организации, которые тоже будут помогать Украине. Они неоднократно заявляли о том, что готовы выделять деньги на восстановление Донбасса и финансировать всевозможные проекты, да и готовы продолжать работу в тех сферах, в которых работали до войны. Для них вопрос только в том, когда закончатся боевые действия. То есть вопрос только в том, когда закончится война на Донбассе и на каких условиях. Если там будет все спокойно и с точки зрения законодательного поля – адекватно, то инвесторы пойдут в регион, и в этом нет сомнений», – отмечает экономист.

При этом он делает утешительный прогноз срока восстановления Донбасса – 1-2 года.

«Я приведу пример, недавно в Японии было цунами и землетрясение, авария на атомной станции, что привело к огромным разрушениям. Там не война, а природный катаклизм, но разрушения были огромнейшие. Я думаю, что они равны с тем, что сейчас на Донбассе. Японцы отстроили свою инфраструктуру и в целом физический капитал буквально за 2-4 месяца. Ясно, что нам далеко до Японии с точки зрения организации разных процессов, нам, наверное, нужно будет больше времени, но я думаю, что в рамках года-двух можно ожидать того, что Донбасс отстроят после прекращения огня, при условии, что у нас будет достаточно внешних инвестиций. Потому что мобилизовать необходимое количество средств на внутреннем рынке будет очень сложно. И я не уверен, что внутренний капитал возьмет на себя траты вне активов. То есть я не уверен, что внутренний капитал готов отстраивать дороги, электрические сети и т.д. и т.п. Следовательно, это нужно будет делать государству и для этого понадобится внешнее финансирование. Но при наличии финансирования год-два – вполне нормальный срок для возврата Донбасса к своему прошлому величию», — подчеркнул он.

Что ж, за два года из трех возвратить такую большую территорию до былого состояния – это очень оптимистичный прогноз. Виктор Суслов, в свою очередь, подчеркивает, что нужно не только реформировать, но и сохранять то, что у нас есть.

«Я не знаю, насколько достоверна информация, которую распространяют украинские средства массовой информации, о том, что, идет демонтаж ряда предприятий на Донбассе. Идет или не идет – реально кто должен подтвердить? Понимаете, если эта информация правдива, то это тоже очень плохой сигнал инвесторам. Идет или не идет демонтаж предприятий и вывоз? Но и по целому ряду других вопросов тоже ответов пока нет. С угольной промышленностью – основной отраслью Донбасса, что у нас будет? Украина будет покупать уголь или нет? Как мы знаем, правительство объявило о желании покупать уголь в Южной Африке, вместо донецкого. Он даже и дешевле будет. Но реальна такая политика будет? Если правительство не будет покупать донецкий уголь, то никто в угольную промышленность инвестировать не будет. То есть огромное количество вопросов без ответов пока», — подытожил эксперт.

Читайте также по теме