- Оккупация Крыма и не ослабевающее давление, которое наша страна снова и снова ощущает в столкновении с действующим с позиции силы могущественным и агрессивным соседом, провоцирует у граждан острую потребность сатисфакции. К сожалению, обида и обусловленный ею всплеск эмоций оставляют мало места для взвешенных и адекватных действий. Многие из идей, как легко и просто "наказать русских", при ближайшем рассмотрении означают серьёзные дополнительные проблемы для Украины при неочевидном ущербе для России. Именно так приходится характеризовать одно из наиболее нашумевших предложений: национализировать имущество российских компаний для компенсации убытков от захвата и противоправной национализации украинского имущества в Крыму.
- Проанализируем несколько аспектов этой идеи.
- Аспект юридический
- /> Действующее законодательство Украины не оставляет простора для толкований. Статья 25 Закона №1550-III «О правовом режиме чрезвычайного положения» и статья 23 Закона №1647-III «О правовом режиме военного положения» допускают принудительное отчуждение собственности у физических и юридических лиц в совершенно конкретных ситуациях, а именно при условии либо военного, либо чрезвычайного положения. Между тем в Украине не объявлено ни того, ни другого. И если российские войска не пересекут государственную границу в других регионах страны, ситуация едва ли изменится. Слово "война" хорошо продаётся и очень популярно в отечественных СМИ, но оно не отражает фактический характер происходящих событий.
- Вышеупомянутые статьи Закона устанавливают однозначное обязательство государства возместить собственникам стоимость национализированного имущества. Попросту говоря, украинское законодательство не допускает экспроприации, то есть отчуждения не просто принудительного, но и безвозмездного. За национализированные активы придётся заплатить их полную стоимость. Причём на отчуждение иностранных инвестиций наложен отдельный однозначный запрет. Этот факт делает в принципе невозможной национализацию значительной части компаний, находящихся в зоне риска.
- В силу вышеизложенного у государства нет законной возможности показать россиянам «кузькину мать», оставив и без бизнеса, и без денег. Это если в действовать в правовом поле украинского государства. Горячие головы уверены, что в связи с войной, пусть и необъявленной, на букву Закона можно не обращать особого внимания. Много чего полезного можно-де сделать самовольным порядком, благо есть "Правый Сектор", Самооборона Майдана и другие орудия революционной справедливости. Но и здесь возникают труднопреодолимые препятствия.
- Аспекты практический и технологический
-
Возьмём для примера сектор мобильной связи. Из шести компаний, предоставляющих услуги мобильной связи — Астелит (ТМ Life:), Интертелеком, Киевстар, МТС, Телесистемы Украины (ТМ PEOPLEnet), Утел (ТМ Тримоб), — российский капитал присутствует во всех участниках "большой тройки" GSM-операторов. Наиболее "российским" является Киевстар с 56,2% голосующих акций в собственности Альфа-Групп. Эта же Альфа-групп контролирует 13,22% турецкого оператора Turkcell, мажоритарного акционера life:). В МТС структурам с российскими корнями принадлежит 42% акций. Однако важно то, что и в Киевстаре, и в МТС около половины акций принадлежит западным инвесторам, начиная от пенсионных фондов и заканчивая правительствами стран-членов НАТО. - Что это означает на практике? Любые попытки наложить арест, тем более изъять, экспроприировать или любым другим образом "прищучить" эти компании автоматически нанесут удар по интересам очень широкого круга лиц и структур на Западе. На тот самом Западе, который, как ни крути, является единственной опорой Украины в её неравной борьбе с Владимиром Путиным и его империей.
- Национализация опасна не только необходимостью воевать на множество фронтов с коалицией собственников бизнеса. Установление контроля над компаниями предполагает замену топ-менеджмента. Людей, лояльных бывшим владельцам, придётся менять на госслужащих. Где же их взять, сразу три полноценных команды только для трёх крупнейших операторов? Кто будет рассматривать и оценивать их кандидатуры? Назначать? Контролировать? За последние десять лет госорганы многократно доказали свою несостоятельность в решении любых более-менее сложных задач. Например, за все эти годы так и не была создана сеть конфиденциальной государственной спецсвязи. В результате на обычную мобильную связь полагаются все без исключения государственные структуры, включая наших военных.
- Очередной передел собственности и кадровая "революция" гарантированно приведут к проблемам в деятельности операторов мобильной связи. Любые перебои с наиболее распространённым способом связи означают ещё большую потерю управляемости государственного аппарата.
- Аспект международный
- Недавние публикации в Financial Times" и «Нuffington Post» проливают свет на то, как относятся к ситуации вокруг Крыма западные инвесторы. По меркам крупного международного капитала отношения между Украиной и Россией находятся в стадии кризиса, но не войны. Поэтому иностранцы пока не видят оснований ни для таких символических шагов, как выход из наблюдательных органов компаний с российским капиталом, ни для более серьезного изъятия из них своего капитала. При этом опрошенные журналистами американские конгрессмены и члены Палаты лордов, занимающие места в системе управления этих компаний, подтвердили свою готовность покинуть их или избавиться от акций в случае ухудшения ситуации. Пока же они выполняют свои обязанности перед акционерами, обеспечивая внутренний надзор за деятельностью компаний. Как говорит лорд Мандельсон, независимый (то есть не связанный с крупными акционерами) член совета директоров АФК «Система» (одного из акционеров мобильного оператора МТС), «главная задача независимых западных директоров компании, акции которой котируются на Лондонской бирже, — постоянный надзор за бизнесом компании. На сегодняшний день мы полностью удовлетворены соответствием ее деятельности международным нормам».
- И это хорошая новость. Тот факт, что руководство крупнейших международных компаний, представленных в Украине, работает в обычном режиме, а западные инвесторы не изымают из них свой капитал, означает шанс для национальной экономики пережить нынешний кризис с минимальными потерями. Бегство капитала, причём западного, наиболее цивилизованного и прозрачного, меньше всего сейчас нужно украинской экономике, обескровленной годами работы на "Семью" и её приближённых. Обычный режим деятельности крупнейших украинских компаний с международным капиталом является одним из ключевых показателей фактического положения дел в стране и позитивным сигналом для потенциальных инвесторов.
- Национализация как форма рейдерства?
- Наконец, ещё один аспект разговоров о национализации связан с хорошо известными особенностями местного бизнеса. Внимательный анализ перечня компаний, подлежащих национализации, вынуждает наблюдателей подозревать у инициаторов этой затеи задние мысли. Например, среди озвученных претендентов на национализацию нет целого ряда украинских компаний, принадлежащих не частному капиталу, а именно российскому государству. В частности, нет в перечне принадлежащего госконцерну "Росатом" краматорского завода "Энергомашспецсталь". Он производит критически важную для россиян продукцию: заготовки корпусов атомных реакторов. В список не попали "Проминвестбанк", подконтрольный российскому государственному Внешэкономбанку. Зато обильно представлены высоколиквидные предприятия: отели, телекоммуникационные компании, энергораспределяющие предприятия.
- Между тем, только в случае национализации имущества и компаний, принадлежащих российскому государству, можно избежать конфронтации с частными инвесторами. Известным примером такой тактики является история тяжбы швейцарской компании Нога с российским правительством. 1 февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы "Нога" вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в 23 млн долларов. В мае 2000 года в обеспечение этого иска арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом. 18 мая трибунал Парижа наложил арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство. Среди них оказались даже посольство и генконсульство России в Париже, Внешэкономбанк. В обеспечение иска арестовывалось буквально любое имущество, включая новейшие российские самолеты, которые прибыли на авиасалон в Ле Бурже. И хотя, в данном случае, россиянам удалось, в конце концов, отбиться от претензий, эффект от судебных санкций можно признать весьма значительными.
- К сожалению, есть основания полагать, что за идеей "наказать" русских скрывается желание украинских финансово-промышленных групп руками государства "отжать" в свою пользу привлекательные активы.
- Подводя итоги можно сказать, что национализация как способ отыграться за ущерб в межгосударственном конфликте это неудачная идея. Нам, украинцам, необходимо учиться играть "вдлинную", не впадать в эмоции и помнить, что проиграть бой не означает проиграть войну. Россия — это сильный и опытный игрок, хотя бы по факту множества конфликтов, в которых она участвовала. Поэтому задиристость это то, что сейчас уместно меньше всего. Национализация в том виде, как её озвучивают, то есть завуалированная конфискация имущества и бизнес-активов частных инвесторов со смешанным российско-западным составом акционеров, будет крайне неудачным шагом. Украина не только не сможет отстоять свою позицию в судах, не только наживёт себе множество врагов, в т.ч. в США и Европе, но, что хуже всего, рискует потерять целые отрасли экономики.
Северный апелляционный хозяйственный суд города Киева подтвердил невозможность возвращения «Приватбанка» бывшим владельцам....