Полная драматизма, лжи и цинизма история об электронном декларировании подошла к концу 15 марта. Этот закон важен не тем, что откроет путь к безвизовому режиму (что не факт), а тем, что мы узнали цену нашему «демократическому» парламенту и Президенту.
Закон об электронном декларировании чиновниками своего имущества и доходов являлся частью пакета законов, которые Украина обязалась принять, чтоб формально приблизится к требованиям ЕС по безвизовому режиму.
Все началось с того, что при первоначальном голосовании, депутат от президентской (!) фракции БПП Вадим Денисенко с голоса внес правки, которые стоили ему репутации и вызвали целую волну гнева общественности.
Депутат «под шумок» увеличил порог декларирования финансовых обязательств в три раза, декларирование расходов подняли с 20 до 100 минимумов, членов семьи переформулировал так, что остались только мужья/жены и дети, ответственность вводилась только с 2017 года и ряд других.
Подобная манипуляция не осталась незамеченной экспертами и Евросоюзом, Фейсбук взорвался праведным негодованием.
Президент, почувствовав давление Евросоюза, пошел на уступки и заветировал выхолощенный своим подопечным закон.
Спасая репутацию, Администрация Президента оперативно подготовила компромиссный вариант, заручившись поддержкой общественности и еврокомиссаров. Дополнительного ускорения придал звонок президента Еврокомиссии Жан-Клод Юнкера.
Новый документ возвращал требование провести декларирование уже в 2016 году, а также уголовную ответственность за «забывчивость» при составлении декларации.
Для ее наступления достаточно не задекларировать имущество на 250 минимальных зарплат (около 340 тыс. грн).
Помимо предусмотренного лишения свободы на срок до 2 лет в качестве альтернативы предусмотрен штраф от 2,5 до 3,5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ на срок от 150 до 240 часов.
Если «забывчивость» чиновника не превышает 250 тыс. грн, он отделается административной ответственностью на сумму от 100 до 250 минимальных зарплат, то есть более 140 тыс. грн.
Порог декларирования понижен до 50 минимальных зарплат (немного больше 70 тыс. грн). Ранее предлагалась сумма от 200 тыс. грн, хотя в изначальном законопроекте предлагалась черта в 26 тыс. грн.
Закон об электронном декларировании четко предусматривает, что проверка деклараций чиновников будет проходить не только в период осуществления чиновником своих полномочий, а также на протяжении 3 лет после отставки.
Должностным лицам дается 60 дней после начала работе системы электронного декларирования для того чтоб предоставить данные о имуществе и активах для общего ознакомления.
В целом электронное декларирование будет работать в связке с Национальным Антикоррупционным бюро.
Президент высказал предположение, что до конца года украинцы поедут в Европу без виз.
Круг лиц, которые обязаны декларировать свое имущество, так и остался суженным – жена или муж, а также дети. Они обязаны «совместно проживать и быть связанными общим бытом».
Некоторые эксперты уверены, что принятие злополучного законопроекта не принесет долгожданных безвизовых дивидендов и Европа пойдет на уступки, только в обмен на согласие Киева смягчить европейские санкции в отношении РФ.
По мнению главы глава Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко, закон об электронном декларировании доходов не удержит чиновников от воровства: «декларирование доходов чиновников существовало всегда, были бумажные декларации. Но все мы знаем истории, подобные той, как один депутат «забыл» задекларировать депозит на 900 млн. грн, а потом, когда журналисты начали об этом писать, внес уточнение. Ну, забыл человек. Это, на самом деле, ни на что не повлияет — такая формальность, которую можно показать тем же европейцам. Все, кто сегодня у власти — вполне сформировавшиеся личности. И ожидать от них, что они станут все честно декларировать, перестанут воровать — это верх наивности».
Более надежный способ тянуть с безвизовым режимом у Европы всегда под рукой и будет сохраняться бесконечно долго — Киев принимает законы, создает множественно антикоррупционных органов, но реально с коррупцией не борется и не собирается. Имитация никому не нужна.
Поэтому принятие закона об электронном декларировании доходов чиновников — еще не решение вопроса по безвизовому режиму. Такое мнение разделяет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:
«Уверен, что «отмазок» для предоставления Украине безвизового режима у Европы станет меньше. Но это — еще не решение вопроса, даже по формальным признакам. Необходимо, чтобы до конца месяца заработало Национальное антикоррупционное бюро, оно пока что не работает», — сказал он.
К тому же, по мнению эксперта, у чиновников всегда будет возможность для уклонения:
«У нас действие любых законов блокируется подзаконными актами и конкретной правовой практикой. А под этот закон необходимо будет принять еще десятки нормативно-правовых подзаконных актов, распоряжений, постановлений правительства».
В поиске новых отсрочек безвизового режима Евросоюзу далеко ходить не надо.
Формальный повод для торгов появился буквально на днях – Брюссель с большим неудовольствием заметил принятие парламентом законопроекта №3700 о так называемой партийной диктатуре. Опять двойка?
Самый главные выводы, которые можно извлечь из всех маневров вокруг электронного декларирования, следующие:
— Гражданское общество в Украине, к сожалению, пока не обладает достаточной силой для преодоления контрреволюционного сопротивления элит. Такой силой обладает лишь внешние игроки — ЕС и США. Танцы вокруг назначения нового премьера только подтверждают данный тезис.
— Украинские элиты, несмотря на показное различие и партийные краски, едины в своем нежелании меняться.
— Электронное декларирование необходимое, но недостаточное условие для получения безвизового режима.