Американские инвесторы проявляют интерес к сферам жизненных интересов украинских олигархов. Принять новый закон о приватизации требовал подконтрольный Вашингтону МВФ. Однако, согласно экспертному мнению, грядет конфронтация...
«Навстречу инвесторам»
Верховная Рада приняла закон о приватизации государственного имущества. И.о. руководителя Фонда госимущества Виталий Трубаров прокомментировал: «Мы упрощаем процедуру приватизации, мы идем навстречу инвесторам, мы сокращаем сроки подачи документов».
Согласно закону, на продажу крупных предприятий должно уходить 11 месяцев, малых предприятий — 5 месяцев.
Объектами большой приватизации считаются предприятия, стоимость активов которых за последний год превысила 250 млн грн. Для их продажи с аукциона будут привлекаться советники. Все меньшее будет входить в малую приватизацию.
Предприятия с меньшей стоимостью активов — это объекты малой приватизации, продажа которых будет проходить только на электронных платформах.
За соответствующее решение проголосовали 266 нардепов, хотя у многих депутатов были существенные возражения. Так, народный депутат Игорь Луценко заявил, что сегодня — плохая конъюнктура для продажи активов.
«Президент не продает свои активы (хоть он и обещал), потому что он мало получит за них», — отметил парламентарий. Он считает, что невыгодно продавать активы в стране, «которая имеет разваленную правовую систему, больную, не прогрессирующую экономику, колоссальную кадровую проблему». Нардеп говорит, что нужно повременить, пока не будет создан квалифицированный надзор за сферой приватизации.
Его коллега Дмитрий Добродомов заявил, что в новом законе «нет ни одной положительной стороны».
Он категорически против продажи госсобственности, пока в стране кризис. «Зачем продавать стратегические предприятия, которые могут приносить прибыль. Что лучше — получать чистую стопроцентную прибыль или получать после продажи в частные руки только 20% прибыли в виде налогов, минимизированных и оптимизированных?» — задается вопросом депутат.
Тем не менее, с 2020 года власти планируют отдать на приватизацию 893 государственных предприятия (из 3444).
В частности, Фонд государственного имущества в 2018 году планирует продать Одесский припортовый завод, «Центрэнерго», «Турбоатом», шесть энергетических компаний, Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины. В список попали «Сумыхимпром», Львовский завод «Автопогрузчик», «Оснастка», «Криворожская теплоцентраль», «Львовская угольная компания», «Запорожский титано-магниевый комбинат» и другие.
ФГИ планирует получить от приватизации указанных объектов около 22,5 млрд гривен.
Следует напомнить, что в 2016 году правительство планировало получить от приватизации 17 млрд грн, но получило только 0,2 млрд грн в 2017 году В 2017 году выручка от продажи госактивов планировалась в 17,1 млрд гривен, однако в казну от приватизации поступило 3,3 млрд гривен.
При попытках продать Одесский припортовый завод стартовая цена в 600 млн долларов была снижена до менее чем 200 млн долларов. Но желающих купить не нашлось. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак тогда заявлял, что приватизация в Украине совершается в пользу собственных олигархов и финансово-промышленных групп по заниженной цене.
Уничтожить конкурентов
«Приватизация по-украински – это приватизация не убыточных предприятий, а самых прибыльных, недопуск серьезных иностранных игроков на украинский рынок, не демонополизация, а, наоборот, еще большая концентрация предприятий в руках одного собственника или финансово-промышленной группы», — отметил Андрей Новак.
Теперь, после принятия нового закона о приватизации, в ФГИ заявляют, что кучастию к приватизации государственных предприятий Украины не будут допущены резиденты России.
«Мы стараемся максимально ограничить участие страны-агрессора», — пояснил и.о. главы Фонда госимущества Виталий Трубаров.
Теперь эксперты прогнозируют, что в обмен на поддержку независимости и территориальной целостности Украины контроль над ключевыми экономическими секторами страны захотят получить США.
Так понимает последнее заявление посла США в Украине Мари Йованович политолог Руслан Бизяев.
Мари Йованович заявила об обширных интересах со стороны американских компаний к энергетическому сектору Украины.
«Сферы наибольшей заинтересованности – это атомная энергетика, газодобыча, конечно, также нефть и альтернативные источники энергии. Есть достаточно большой интерес», — сказала она.
Экономист Всеволод Степанюк подозревает, что отчасти речь может идти о ликвидации конкурентов. По его словам, если будет приватизирован «Турбоатом», то Украина потеряет возможность производить турбины для электростанций.
«Я уверен, если будет приватизирован «Турбоатом» – все оборудование и технологии вывезут за рубеж, а предприятие будет производить какие-то кастрюли для экспорта в ЕС или в Африку», — сказал он.
Эксперт прогнозирует, что вследствие нового плана приватизации в ближайшие три года Украина потеряет все наработки в научно-технологическом секторе. Дескать, сейчас, когда в Украине очень низкие цены, когда инвесторы говорят, что мы должны им еще доплатить за то, что они возьмут наш завод, то сейчас очень удобный момент для зачистки остатков конкуренции со стороны Украины.
«Опыт приватизации 90-х годов говорит о том, что как только покупается иностранным инвестором высокотехнологичное предприятие, первое, что он делает — вывозит техническую документацию и закрывает конструкторское бюро и переводит предприятие на выпуск примитивной продукции», — напомнил он.
Но Руслан Бизяев считает, что скупить ликвидные активы иностранцам будет непросто: «Маленькая проблема заключается в том, что именно с этих сфер «кормится» как окружение нынешнего Президента, так и его партнеры по коалиции. И делиться своими прибылями у них желания нет».
Напомним, принять новый закон о приватизации требовал подконтрольный Вашингтону Международный валютный фонд.
«Это неприкрытая попытка, кроме ошейника политического (не прекращающийся скандал вокруг Антикорупционного суда), надеть еще и ошейник экономический», — считает Бизяев. Он прогнозирует конфронтацию украинской олигархии с США, поддерживающими интересы собственного бизнеса.
«Порошенко, по большому счету, отступать некуда. Иначе он лишится поддержки ключевых внутриполитических игроков», — считает политолог.