Эксперты отмечают, что госсобственность доказала свою эффективность, но нынешняя приватизация может послужить для уничтожения украинских государственных активов конкурентами. Их спасает только конфликт интересов олигархов , при котором к распродаже не допускают иностранцев.
«Лучший метод уничтожения»
Кабинет министров утвердил перечень объектов «большой» приватизации на 2018 год. Предполагается, что продажа принесет 21,3 млрд гривен.
В перечень «большой» приватизации на 2018 год вошли ПАО «Центрэнерго», ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, ПАО «Объединенная горно-химическая компания», угольная компания «Краснолиманская», «Азовмаш», «Электротяжмаш», «Сумыхимпром», Запорожский титано-магниевый комбинат, «Украгролизинг», ПАО «Агарный фонд», Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, Одесский припортовый завод и «Турбоатом».
Объектами «большой» приватизации считаются предприятия, стоимость активов которого за последний год превысила 250 млн. грн. Для их продажи с аукциона будут привлекаться советники. Все меньшее — это малая приватизация. Она будет проходить только на электронных платформах. Всего до 2020 года власти планируют отдать на приватизацию 893 госпредприятия из 3 444 существующих.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявляет, что проданное госимущество должно «найти эффективных собственников прозрачно, и начать модернизацию предприятий, создавать рабочие места, производить более качественную продукцию».
Однако эксперты сомневаются в том, что новые собственники станут гарантами эффективности. Так, экономист Всеволод Степанюк прогнозирует, что нынешняя приватизация может послужить для уничтожения украинских госактивов конкурентами. « Если иностранный инвестор покупает высокотехнологичное предприятие в Украине, то первое, что он делает, это фактически ликвидирует конструкторское бюро, научные подразделения и предприятие начинает выпускать менее высокотехнологичную продукцию, более примитивную», — заявил он.
Эксперт уверен, что лучшего метода, чем приватизация, продажа иностранцам для уничтожения «Турбоатома» не придумать.
Консультант аппарата Верховной Рады Павел Фролов приводит цифры: в первом полугодии 2017 года вклад госкомпаний (36 млрд грн чистой прибыли) в общий положительный финансовый результат всей экономики (19%) был больше, чем удельный вес государственного сектора в экономике Украины (15,8%). За этот период в госсекторе выше на 3%, чем в среднем по экономике, была и официальная средняя зарплата.
«Современный мировой опыт и украинские официальные данные развенчивают миф, что госпредприятия всегда уступают частным в эффективности», — пишет Фролов в своей статье для ZN.
Он уверен, что государственная форма собственности лучше заботится об обороноспособности, общественном благосостоянии и решении социально значимых задач. Дескать, в современном мире именно госпредприятия являются основным инструментом преодоления глобальных кризисных явлений, а в условиях периферийности украинской экономики мощный госсектор может быть источником инвестиций в науку и технологии.
Эксперт отмечает, что мировая доля государственных компаний в рейтинге Fortune Global 500 увеличилась в 2006–2014 гг. с 8 до 23%. «Украина же настойчиво демонстрирует противоположный тренд», — пишет он, и приводит пример: за годы независимости Украина потеряла около 17 млн рабочих мест, из которых 13 млн новых безработных, трудовых мигрантов и нелегалов являются «вкладом» именно приватизации.
«Даже оптимисты не верят»
Всеволод Степанюк говорит: «Власть, продав «Турбоатом», фактически его уничтожит, как любое высокотехнологичное производство». Также он выразил мнение, что спрос на покупку четырех ТЭЦ, также включенных в список приватизации на 2018 год, возникнет со стороны украинских бизнесменов, которые и так уже организовали продажу энергоресурсов.
«При нынешних тарифах на тепло и электроэнергию это сверхприбыльные объекты. Их купят, скорее всего, наши олигархи, которые занимаются энергетическим бизнесом. Будет ли от этого польза населению? Скажем, на снижение тарифов или на качество подачи того же тепла, я думаю, это никак не повлияет», — сказал экономист.
А глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак заявил: «Приватизация в Украине, как происходила, так и происходит непрозрачно. Объекты приватизируются при условии предварительных договоренностей между различными финансово-промышленными группами».
По его словам, происходит распродажа наиболее привлекательных предприятий по наименее низкой цене. А иностранные участники специально не допускаются к приватизации, именно с целью раздела их между ПФГ.
«Подобная приватизационная политика не изменяется в течение ряда лет. И именно для занижения цен создается искусственное банкротство предприятий, приостановление или остановка деятельности для того, чтобы минимизировать цену, представить предприятие как проблемное, непригодное для приватизации. Именно для того, чтобы в итоге приватизировать его по минимальной цене», — пояснил Новак.
Напомним, стартовая цена Одесского припортового завода (ОПЗ) упала в 10 раз, составив 54 млн. долларов.
При попытках продать Одесский припортовый завод стартовая цена в 600 млн долларов была снижена до менее чем 200 млн долларов. В 2016 году дважды выставляла ОПЗ на продажу: сначала в июле по стартовой цене 13,2 млрд грн, а затем в декабре по сниженной цене 5,2 млрд грн. Но конкурс в итоге не состоялся из-за отсутствия покупателей.
Выручка от продажи ОПЗ до того, как завод подешевел в 10 раз, должна была составить четвертую часть прибыли от приватизации госимущества. Теперь запланированная в госбюджете выручка от приватизации под вопросом.
Впрочем, и ранее она не достигала плановых показателей. Так, в 2016 году правительство планировало получить от приватизации 17 млрд грн, но получило только 0,2 млрд грн. В 2017 году выручка от продажи госактивов планировалась в 17,1 млрд гривен, однако в казну от приватизации поступило 3,3 млрд гривен.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко ранее отмечал, что «даже оптимисты не верят в то, что деньги от проведения приватизации государственного имущества в 2018 году даже теоретически могут попасть в бюджет».
Он отмечает, что множество олигархов, не могут договориться между собой, кому какое предприятие будет принадлежать.
«Проведение приватизации нескольких госпредприятий в правительстве планировали провести после Майдана. Но здесь произошел конфликт интересов: и процесс так и не сдвинулся с мертвой точки», — отметил эксперт.