Фонд госимущества опять удачно выполнил свою функцию. Акции «Захидэнерго» будут проданы намного дороже, чем могли предполагать эксперты. Если просуммировать расходы на приобретение акций и выплату задолженности, то собственнику пятой по величине энергогенерирующей компании Украины придется выложить в ближайшие полгода 4,6 млрд. грн. И это только начало затрат…
На прошлой неделе Фонд госимущества открыл предпоследний приватизационный сезон в украинской энергетике. В течение двух лет будут проданы госпакеты акций практически всех облэнерго и генерирующих компаний. Блокирующие (25%) пакеты останутся в собственности государства до тех пор, пока не исчезнет необходимость мониторить ситуацию и контролировать выполнение инвестдоговоров. Потом, допускают в ФГИ, их тоже выставят на продажу. Но это будет нескоро.
На сегодня самой актуальной темой энергоприватизации является цена, за которую ФГИ сумеет продать акции энергетических компаний. Проблема в том, что при всей своей коммерческой привлекательности, эти объекты ужасно изношены и крайне уязвимы от государственной политики тарифообразования. И не всякий решиться покупать такое «счастье».
«Учитывая состояние украинских ТЭС и ЛЭП, объемы долгов выставленных на продажу энергокомпаний, не каждый инвестор захочет лезть в долговую петлю, даже крупный иностранный», — считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект Инвестментс» Елена Евдоченко.
Тем не менее, результаты дебютного конкурса оказались на удивление позитивны. Напомним, что первой из генераций на продажу были выставлены 45,1% акций «Захидэнерго». С одной стороны – очень даже неплохой объект. Можно сказать – уникальный, так как это единственная генерация, поставляющая электроэнергию в страны Центральной и Западной Европы. В состав компании входят, в частности, Бурштынская и Ладыжинская ТЭС, Добротворская ТЭС-1 и ТЭС-2. Общая мощность блочного оснащения – 7550 МВт. Электростанции имеют 23 энергоблока (от 175 Мвт до 800 Мвт), из которых 14 – угольные, а 9 предназначены для использования газомазутного топлива.
Вместе с тем техническое состояние мощностей, мягко говоря, неважное. Список необходимых работ и нового оборудования – давно известен и узаконен. Более того, существует программа реконструкции и модернизации генерации до 2020 года. В рамках этой программы только для строительных работ на энергоблоке №9 ТЭС-2 необходимо 3,5 млрд. грн. Ладыжинской ТЭС для нормального функционирования до 2020 года нужно не менее 5,5 млрд. грн. А Бурштынской – одной из крупнейших тепловых электростанций Украины – не менее 26 (!) млрд. грн.
Осуществить работы за свой счет «Захидэнерго» не в состоянии, так как уже несколько лет работает в убыток. В 2009 году отрицательный результат составил 391,6 млн. грн., в 2010-ом — 186,747 млн. грн. Правда, в этом году, в связи с поднятием цен на электроэнергию, результаты у нее намного лучше: прибыль за 1 полугодие 2011 года достигла 270,2 млн. грн. Впрочем, этой прибыли недостаточно для выплаты даже 10% долга: кредиторская задолженность достигла 2,698 млрд. грн, дебиторская – всего 731,7 млн. грн.
Согласно условиям конкурса, вместе с компанией и ее долгами, покупатель приобретает серьезные социальные обязательства и лишается возможности маневрировать, снижая себестоимость за счет импорта дешевого угля. Дело в том, что одним из «железных условий» разгосударствления тепловой генерации является обязанность инвесторов обеспечивать ТЭС углем отечественной добычи в объеме не менее 70% от общей закупки. Это требование обезопасит украинские шахты от демпинговой конкуренции со стороны иностранных поставщиков, а генерацию использует в качестве «паровозика», который вытащит угольный сектор из вечной депрессии.
Тем не менее, экономическая выгода от приобретения акций облэнерго и генерирующих компаний при таких жестких требованиях падает. Как известно, активами «Захидэнерго» живо интересовались российские и европейские компании, включая итальянскую «Enel». Но до «кассы» они не дошли: слишком дорого и сложно. Да и зачем итальянцам, у которых кризис в экономике набирает обороты с каждым днем, украинская генерация с огромными долгами и регулируемым тарифом, который нередко ниже себестоимости?
Поэтому журналисты так и не дождались сенсации. Развитие событий пошло по сценарию, обкатанному в конкурсе с «Укртелекомом»: один покупатель – довольно высокая цена – спокойное развитие конкурса и прогнозируемая продажа.
Правда, пока еще о продаже говорить рано – «свадебная церемония» еще не состоялась. Процесс находится на стадии оглашения «помолвки». Известно, кто инвестор, названа цена, осталось соблюсти прописанные законом формальности. Уже заявлено, что Фонд госимущества и компания ДТЭК договорились провести независимую оценку пакета акций «Захидэнерго». Такое решение соответствует требованию законодательства по отношению к конкурсам с одним покупателем.
То, что продаваемый пакет акций, как и ожидалось, купит ДТЭК, абсолютно нормальная развязка сюжета. Да, это донецкая компания с кипрскими корнями, да она связана с Ринатом Ахметовым. Но ДТЭК давно и успешно работает на рынке, там вполне здравомыслящие менеджеры и хорошая репутация. К тому же компания уже имеет акции «Захидэнерго», а значит, судебных войнушек и подковерных интриг между акционерами не будет. Наконец, хозяева ДТЭК, похоже, готовы платить дорого, и это самое важное.
Вообще, следует сказать, что ФГИ правильно сделал, когда не стал рисковать и полагаться на ценовую борьбу конкурентов. Он сразу выставил максимально высокую планку. В частности, если аудиторская компания Ernst & Young оценила 45,1% акций «Западэнерго» в 1,65 млрд. грн, фондовый рынок — в 1,402 млрд. грн, то ФГИ — в 1,932 млрд грн. К этой цифре покупатель прибавил еще 100 тыс. грн. Но и это еще не предел.
Первый заместитель парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Бондарь говорит, что, как показывает практика, независимая оценка всегда оказывается выше, чем первоначальная цена. И очень велика вероятность, что так и будет.
Судя по высказываниям первых лиц ФГИ, подобная тактика не была случайной: ее хорошо продумали заранее.
«Государство считает, что украинская энергетика – вещь дорогая, и оно подчеркивает свою позицию стартовой ценой, — комментирует первый этап конкурса по «Захидэнерго» председатель Фонда госимущества Александр Рябченко. — В истории украинской приватизации были случаи, когда стартовая цена выставлялась с расчетом на то, что инвесторы будут конкурировать между собой, не будет никаких договоренностей и все пройдет успешно. Но были компании, которые были проданы очень дешево. Результатом была реприватизация. Мы такие шаги не поддерживаем. Поэтому мы сейчас продаем дорого, чтобы никаких замечаний относительно того, что мы продаем дешево или заранее дешево какой-то компании не было. И мы откровенно говорим: мы продаем на 40% дороже, чем фондовый рынок».
Александр Рябченко пояснил, что существуют две методологии определения цены. «Первая – стандартизированная оценка, когда берется баланс компании из цена высчитывается из него, — рассказывает он. – Вторая – мы берем на украинском фондовом рынке среднюю цену по всем состоявшимся за последние шесть месяцев продажам. Таким образом, мы страхуемся от случая, если кто-то из потенциальных покупателей определенными операциями на фондовом рынке не влиял на цену компании, к примеру, в последние дни перед продажей. Потом мы выбираем из этих двух цен самую высокую и рекомендуем ее как справедливую стартовую».
По его словам, при оценке «Захидэнерго» ФГИ применил первый вариант оценки, при оценке «Киевэнерго» — второй. Кстати, стоимость 25% акций «Киевэнерго» тоже немалая – 432,3 млн. грн. при кредиторской задолженности в 3,2 млрд. грн. Это намного выше, чем оценивает их фондовый рынок и зарубежные эксперты. Удастся ли их продать так же успешно, как «Захидэнерго», станет ясно на следующей неделе.