Галина Акимова
16:00 25/10/2011

Приватизация энергетики: только вперед!

В нынешнем году Фонд госимущества планирует объявить три конкурса по продаже акций энергокомпаний и провести, как минимум, одни торги. Первый лот уже стартовал 5 октября: покупатели акций «Захидэнерго» и «Киевэнерго» станут известны 25 ноября. Второй конкурс будет запущен с 1 по 10 ноября, третий – в начале декабря. При этом ФГИ не стесняется в части требований к инвестору, и выписал довольно жесткие обязательства. По мнению экспертов, это не снизит интерес к объектам, которые, несмотря на плохое техническое состояние, очень перспективны.

На какую выручку от продажи энергетики рассчитывает правительство, можно судить по цифре приватизационных поступлений, заложенных в проект бюджета на 2012 год, Это —  10 млрд. грн. Примерно, столько же, сколько удалось получить от реализации 92,79% акций «Укртелекома».

Пока известны только две цифры: стартовая цена 45,103% акций «Захидэнерго» утверждена в размере 1,932 млрд. грн, 25% акций «Киевэнерго» предлагаются за 432,305 млн. грн. Это означает, что рассчитывать на полную «халяву» инвесторам не стоит: дешевой распродажи энергетики не будет. Как, впрочем, и необоснованно завышенных цен.

Фонд госимущества еще летом намекнул, что не гонится за показателями продаж, а хочет привлечь качественного инвестора, заинтересованного в успешной работе отрасли. Стартовая цена сформирована, исходя из котировок на фондовом рынке, финишная будет зависеть от конкурентной борьбы во время торгов.

А она обещает быть напряженной. Председатель ФГИ Александр Рябченко сказал журналистам, что интерес к конкурсам проявили более десятка компаний. Аналитики называют широкий перечень потенциальных претендентов на акции: от структур российского «Газпрома» до итальянской Enel S.p.A. Хотя самую вероятную схватку прогнозируют между  группой «Приват» и холдингом ДТЭК, подконтрольным Ринату Ахметову.

На сегодня ДТЭКу принадлежат 24,99% акций «Захидэнерго» и 39,98% акций «Киевэнерго». И он уже начал готовится к приватизации, показав снижение прибыли «Киевэнерго» за девять месяцев 2011-го года в 28 раз. Логика проста: чем менее прибыльна компания, тем она дешевле.

Однако, по мнению специалистов, вопрос реальной стоимости энергокомпаний намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Трудно оценить стоимость «Захидэнерго» с учетом той особенности, что это компания, которая имеет возможность передавать электроэнергию в Западную Европу своими сетями, своими станциями, — говорит экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков. – И еще труднее оценить «Киевэнерго» с  учетом стоимости перспектив монопольного бизнеса в самом обеспеченном городе Украине и с учетом монополизма не только на электроэнергию, но и на тепловую энергию».

Именно поэтому, считает Плачков, конкурсные условия, установление ФГИ, вполне адекватные. Напомним, что претендовать на акции «Захидэнерго» и «Киевэнерго» смогут только крупные инвесторы, работающие в сфере энергетики. Мощности претендентов должны составлять не менее трети от мощностей приватизируемых энергокомпаний. Таким образом, из игры выбывают инвестиционные фирмы-посредники, которые могли бы купить акции с целью дальнейшей перепродажи. И не собирались работать на рынке всерьез.

Кроме этого, Фонд госимущества заложил много специальных условий к будущим собственникам акций энергокомпаний. Так, покупатель «Захидэнерго» должен погасить просроченную задолженность компании перед бюджетом, госфондами, а так же выплатить кредиты, взятые под правительственные гарантии. При этом он обязан поддерживать установленную мощность входящих в компанию электростанций на базовом уровне, что автоматически подразумевает техническое перевооружение устаревших мощностей. Сам проект программы модернизации «Захидэнерго» должен быть подготовлен не позже 30 июня 2012 года. Это тоже записано в требованиях к инвестору.

Аналогичные пожелания – и по «Киевэнерго». Как говорят в ФГИ, за основу они взяли условия продажи облэнерго в 2001 году, которые были высоко оценены отечественными и зарубежными экспертами.

Иван Плачков, возглавлявший «Киевэнерго» почти 10 лет, отмечает, что в 90-е годы «Electricite de France» оценивала стоимость акций и основных фондов столичной энергокомпании в $1-1,5 млрд. Это намного больше, чем нынешняя приватизационная цена, несмотря на инфляцию доллара.  Причина – за истекшие годы оборудование «Киевэнерго», мягко говоря, поизносилось.

«Если говорить, какой нужен объем инвестиций в «Киевэнерго», нужно сложить все затраты, связанные с газоснабжением, электроснабжением, канализационным хозяйством, водоснабжением и теплоснабжением, — говорит Иван Плачков. – Так вот по электроснабжению необходимый минимум – 2,6 млрд. грн. грн, по теплу — 4,3 млрд. грн. Всего же, с учетом модернизации, решением проблемы Бортнической станции, вывоза мусора с пятого полигона, с теплоснабжением и газоснабжением необходимо 22 млрд. грн.».

Но инвесторы, которые рассчитывают на победу в конкурсе, знают, на что идут. «Для того, чтобы электроэнергетика не просто функционировала, а и приносила прибыль собственникам, на ее модернизацию нужно придется затратить больше, чем предусмотрено инвестдоговорами. И я уверен, что деньги  обязательно будут вкладываться», — говорит председатель ФГИ Александр Рябченко.

«Обе выставленные на конкурс компании – «Киевэнерго» и «Захидэнерго» — уникальные для энергетического сектора Украины, — продолжает Иван Плачков. – Скажем, «Захидэнерго» — это единственная компания, которая сегодня продает электроэнергию в страны Европы, у нее есть сети, подключенные к европейским сетям. «Киевэнерго» тоже единственная, кто объединяет вертикально-интегрированные производства электрической и тепловой энергии, транспортировку и сбыт. Они не могут быть непривлекательны для инвестора с учетом будущих перспектив».

С экс-министром соглашается и действующий председатель ФГИ. «Энергетика на самом деле очень интересная для инвестирования сфера. И я однозначно уверен, что объекты найдут своего хозяина», — уверенно говорит Рябченко.

В этой ситуации, когда с одной стороны на энергокомпании есть спрос со стороны инвесторов, с другой – их состояние требует срочных капиталовложений, осуществить которые государство не в состоянии, другого пути, как продавать – нет.

«Продавать или не продавать? Сегодня мы знаем о том, что де-факто вся энергетика уже управляется частными структурами: и «Киевэнерго», и «Захидэнерго», и облгазы. Возникает дилемма: делать ли реприватизацию, национализацию или допродавать оставшиеся в госсобственности акции и требовать от покупателей инвестиций?», — задает риторический вопрос Иван Плачков.

«Решение продавать госпакеты акций энергокомпаний – однозначное и пересмотру не подлежит, — подчеркивает Александр Рябченко. – Но государство все равно не выпустит ситуацию из-под контроля, оставив в госсобственности 25% акций. Это позволит гарантировать выполнение всех инвестиционных и социальных требований к покупателям. То, что раньше часто спускалось на тормозах. Теперь такого не будет…», — подытоживает глава ФГИ.

Читайте также по теме