По плану правительства, следующим шагом после получения средств за «Укртелеком» должна стать приватизация предприятий теплоэнергетики. 20 апреля стало известно, что первым из энергогенерирующих предприятий на конкурс будет выставлена компания «Западэнерго». Итак, у Фонда госимущества возникает две очень важных задачи. Во-первых, разработка такой стратегии приватизации, которая позволила бы государству получить от приватизации значительную сумму в бюджет. Во-вторых, что самое важное, — чтобы эта стратегия обеспечила предприятиям теплогенерации эффективных собственников и успешное дальнейшее развитие.
По словам многих специалистов, с приватизацией теплоэнергетических компаний Украина, мягко говоря, очень опоздала. И теперь ряд факторов — изношенность основных фондов и падение цен на такие компании на международных фондовых рынках вследствие влияния международного финансового кризиса — абсолютно не способствуют росту их стоимости. К тому же, процесс генерации тепловой энергии стал очень дорогим, неэкономным и дает меньше конкурентных возможностей Украине на рынке энергии. Предприятия тепловой энергетики требуют больших капиталовложений для модернизации, а государство не в состоянии самостоятельно это осуществить.
В частности, несмотря на выгодное положение на рынке (поставку электроэнергии в Центральную и Западную Европу), убытки «Западэнерго» в прошлом году составили 186,747 млн. грн. А это значит, что необходимых средств на реконструкцию мощностей у компании просто нет. И если оставить все как есть, украинская теплоэнергетика долго не протянет, убежден президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. «Если мы не приватизируем теплоэнергетику, то просто туда не пойдет капитал и она развалится, грубо говоря. Сама по себе идея приватизации теплоэнергетики мне представляется целесообразной и разумной. Если посмотреть на все отрасли народного хозяйства — идет постоянное увеличение изношенности наших активов. Поэтому я считаю приватизацию, как способ привлечения капитала, вполне разумной мерой в отношении практически всех имеющихся государственных активов», — подчеркнул он.
То, что украинские теплоэнергетические предприятия уже давно должны быть приватизированы, не вызывает сомнений и у старшего экономиста, члена наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Владимира Дубровского. В то же время он отметил, что причиной задержки этого процесса стали стратегические просчеты предыдущих правительств, когда приватизировались распределительные сети, а генерирующие мощности оставались государственными. “У нас почему-то вначале приватизировали распределительные мощности. Возможно, потому, что там есть наличные деньги, так сказать, они ближе к потребителю, что позволяет контролировать определенные предприятия. То есть, тут был определенный интерес некоторых бизнес-групп. Что касается теплогенерирующих компаний, то затягивание с их приватизацией привело к тому, что часть компаний была «приватизирована» теневым методом», — пояснил он.
Похоже, что необходимость перехода украинских теплогенерирующих предприятий в частные руки практически не вызывает сомнений. Но необходимо отметить, что специалисты высказывают и определенные предупреждения. В частности, Александр Пасхавер подчеркнул, что государство должно пытаться «разбить» монополии на этом рынке, создать условия для конкуренции. А по словам Владимира Дубровского, помочь успешной продаже предприятий теплоэнергетики должны, в первую очередь, стабилизация экономической ситуации и адекватная регуляторная политика. Бесспорными остаются и базовые принципы — прозрачность конкурса, четкое выписывание конкурсных условий, в частности, социального пакета и дальнейший контроль государства за исполнений инвестобязательств новыми владельцами.