Практическая стадия проекта под кодовым названием «приватизация «Укртелекома» может начаться уже на этой неделе. Надежные источники в Кабмине сообщают, что соответствующее решение ожидается на ближайшем заседании правительства. ФГИ в свою очередь давно готов быстро и грамотно провести конкурс. Сейчас самое время передать «Укртелеком» в частные руки: его капитализация достигла оптимального уровня (после кризисного падения в 2008-2009гг); и одна эта продажа позволит перевыполнить план приватизации на 2010-й год…
По словам председателя ФГИ Александра Рябченко, идеальное время для приватизации «Укртелекома» Украина уже пропустила. Выставлять его на продажу нужно было до 2007 года, когда наш фондовый рынок был лидером роста (быстрее в мире росли только китайцы). «Можно было некогда получить 5 млрд. долларов, в то время 25 млрд. грн., но время прошло, «Укртелеком» не в лучшем состоянии и надо искать инвестора», — отмечает Рябченко.
Как говорится, знал бы, где упадешь, соломку бы постелил. В 2008 году, когда мировой финансовый кризис уже бодро шагал по планете, тогдашние украинские власти заверяли сограждан, что нас проблемы не коснутся. И занимались недопустимой глупостью – ревальвацией гривны. Вместо того, чтобы сосредоточиться на приватизации «Укртелекома».
Прогнозы бывшего руководства страны не оправдались: уже осенью 2008 года фондовые индексы стремительно поползли вниз. По итогам 2008 года ключевые индикаторы рынка ценных бумаг мира упали на 32%-49%, российские индексы ММВБ и РТС (ближайшие аналоги украинского ПФТС) обвалились на 67% и 73% соответственно. А ПФТС потерял больше всех – 74%. Всего же с января 2008-го по январь 2009 года индекс ПФТС понизился более чем в 4 раза.
Что это означает? Что в той же пропорции подешевели акции предприятий, которые обращаются на фондовом рынке. Наблюдатели подсчитывали, во сколько раз или на сколько процентов уменьшились состояния металлургических магнатов, химических королей, агробаронов и прочих представителей отечественной олигархии.
Но пострадали и казенные предприятия. Еще до официального, так сказать, начала кризиса рыночная капитализация ОАО «Укртелеком» упала почти на 8 млрд. грн. В начале 2008 года телекоммуникационный гигант стоил, примерно, 23 млрд. грн., накануне тревожной осени-2008 за него давали не больше 15 млрд. грн.
За период кризиса акции «Укртелекома» обвалились еще больше. Но ничего не бывает вечным: ни подъемы, ни падения. Постепенно на фондовом рынке началось оживление, индексы отыгрывали утраченные позиции. Упавшая из-за кризиса капитализация начала потихоньку расти.
В результате, если еще весной 2010 года за 92,79% акций «Укртелекома» никто из экспертов не давал больше 8 млрд. грн., то сейчас председатель Фонда госимущества Александр Рябченко называет журналистам стартовую цену (по его прикидкам) – 12 млрд. грн. Это на 2 млрд. грн. больше, чем заложено в доходы бюджета-2010 как поступления от приватизации. «Сейчас капитализация государственных почти 93% акций – 10,4 млрд. грн., и она растет, — сказал он журналистам на последней пресс-конференции. – Поэтому мы считаем, что старт будет около 12 млрд. грн.».
Разделяют мнение главы приватизационного ведомства и независимые аналитики. Егор Самусенко из «Конкорд Капитал» полагает, что, исходя из сравнения с аналогичными компаниями Восточной Европы, 93% «Укртелекома» стоят не меньше $1,2-2 млрд. Аналогично мыслит известный аналитик фондового рынка Александр Паращий. По его словам, ценапродажи может составить от 10 до 16 млрд. грн., в зависимости от условий тендера, инвестиционных обязательств и способности государства решить вопрос компенсации убытков от предоставления услуг связи в селах.
Наиболее реальными претендентами на покупку компании являются присутствующие на украинском рынке сотовые операторы. Скажем, Александр Паращий называет «Киевстар» («Вымпелком») и «МТС» (АФК «Система»). А немецкая радиостанция Deutsche Welle не исключает, что снова проявит интерес к «Укртелекому» потенциальный покупатель с многолетним опытом ожидания «своего часа» – Deutsche Telekom. Именно его финансовые проблемы в свое время отстрочили конкурс по продаже «Укртелекома». А потом это вошло в традицию.
«Позиция Фонда проста: «Укртелеком» регулярно выставляют теоретически на продажу, начиная с 2000 года, — говорит Александр Рябченко. — Последние десять лет он регулярно «выставляется», но еще ни разу его не выставили».
Поэтому, как рассказал глава ФГИ на пресс-конференции, ему приходится «двигать процесс», регулярно напоминая наверху о «вечно продаваемом» телекоммуникационном гиганте. «О нем необходимо говорить. Если не ходить ни в правительство, ни в Администрацию Президента, то мы еще через десять лет будем иметь счастье общаться и говорить, что нужно было продавать «Укртелеком», — констатирует Рябченко. – Позиция Администрации в том, что нужно продавать. Но все равно нужно ходить, работать, договариваться, предлагать, как и когда это будет происходить. Это живое дело, и если Фонд не будет этим заниматься, то оно продвигаться не будет. Если раньше возражали отраслевые министерства, то сейчас уже нет. Мы движемся к тому, что предприятие будет у нас и мы его продадим…».
Фраза «будет у нас» означает передачу акций от Минтранссвязи к Фонду госимущества. Это событие, по сути, можно приравнять к выстрелу стартового пистолета, означающего пуск приватизации. И именно такого решения, по информации правительственных источников, следует ждать от ближайшего заседания Кабмина.
В свою очередь ФГИ в любой момент готов принять эстафету и начать оперативно готовить конкурс. «Мы живем так, что конкурс можем объявить в любой день. То, когда он состоится, зависит от многих факторов, — говорит Александр Рябченко. – /> Объект вызывает достаточно большой интерес среди покупателей. Существуют ряд потенциальных покупателей и советников. Уже сейчас «Укртелекомом» интересуются крупные российские компании, есть претенденты и на украинском рынке. Каждую неделю к нам приезжают представители мировых банков и инвестиционных компании с мировым именем, которые хотят быть советниками по продаже, и мы с ними общаемся…», — подытоживает он.
Что имеем в сухом остатке? «Укртелеком», который нужно продавать. Почти 12 млрд. грн. , которые (если повезет) не будут лишними ни в бюджете 2010 года, ни – в 2011-ом. Готовность №1- со стороны Фонда госимущества. А так же интерес потенциальных покупателей. Осталось закрепить это все политической волей, которая сведет интересы разных профильных ведомств к одному знаменателю – интересам державы. И «золотой ключик» от приватизации «Укртелекома», можно считать, будет у нас в кармане.