Приватизация в Украине меняет глобальный характер. На смену «локально-точечной» продаже отдельных, пусть даже и очень крупных объектов, приходит системный подход. Например, сейчас начнется разгосударствление электроэнергетики. Потом ожидается переход в частную собственность угольной отрасли. При этом энергетику и уголь попытаются связать инвестиционными условиями так, чтобы в дальнейшем они работали, поддерживая друг друга.
То, что первые энергетические объекты в этом году выйдут на конкурс, уже почти не вызывает сомнения. В середине мая Кабинет министров передал Фонду госимущества госпакеты акций двух энергогенерирующих и девяти энергопоставляющих предприятий. Среди них 25% акций «Днепрэнерго» и 45,1% акций «Западэнерго», а также по 50% акций «Винницаоблэнерго», «Днепроблэнерго» и «Закарпатьеоблэнерго», 46% акций «Черкассыоблэнерго», по 45% акций «Крымэнерго» и «Черновцыоблэнерго», 40,06% акций «Донецкоблэнерго», 25,99% акций «Тернопольоблэнерго» и 25% акций «Киевэнерго». Вполне возможно, что первые приватизационные конкурсы будут объявлены уже в июле-августе.
В Фонде госимущества уверены, что дефицита желающих не будет. Даже, несмотря на то, что физическое состояние фондов электростанций, особенно, тепловых, совершенно «убитое» и требует срочных вложений. «В последние годы на государственных тепловых электростанциях не проводились необходимые в полном объеме модернизация и ремонты. Учитывая, что 70% ТЭС исчерпали свой производственный ресурс, Украине следует готовиться к лавинообразному выходу из строя энергогенерирующего оборудования в ближайшие несколько лет», — говорит народный депутат Олег Панасовский.
Но именно эти два фактора (изношенность фондов и потребность в инвестициях) и заставляют правительство спешить с поиском инвесторов. «Мы, мягко говоря, затянули с продажей энергетики, — отмечает председатель Фонда госимущества Александр Рябченко. – В результате пришли к ситуации, когда изношенность оборудования огромна, а объем средств, необходимых для поддержания отрасли, оценивается нами в 20 млрд. грн. Но это только для поддержания. Чтобы развивать мощности и вводить новое технологическое оборудования, нужно намного больше».
Но, главное, что вкладывать деньги необходимо уже сейчас, иначе будет утрачена функциональность работы предприятий. Поэтому в ФГИ победителями конкурсов видят компании, которые готовы инвестировать сегодня. Причем, не только те средства, которые будут предусмотрены инвестиционными договорами, а и дополнительные. Если потребуется.
«В Украине создана достаточно жесткая модель рыночной экономики, — говорит Александр Рябченко. – В ней выживают и достигают успеха, как правило, те бизнесмены, которые могут четко оценить, куда вкладывать деньги, не боятся использовать свои и заемные средства и правильно считают, прибыль, которую они заработают в результате инвестирования. Для того, чтобы электроэнергетика не просто функционировала, а и приносила прибыль собственникам, на ее модернизацию придется затратить больше, чем предусмотрено инвестдоговорами. И я уверен, что деньги обязательно будут вкладываться».
При этом он считает, что устанавливать конкретные суммы инвестиций – это изживший себя подход. В Фонде госимущества склоняются к более гибкой модели инвестиционных требований, но при этом более эффективной. «Я противник того, чтобы записывать для покупателя, какие суммы и куда он должен проинвестировать, — объясняет Александр Рябченко. – Это не рациональный подход. Если бы чиновник, который расписывает программу инвестиций, знал, куда вложить деньги, какое оборудование купить и как повысить прибыль, нам просто не нужно было бы выходить на приватизацию. Мы и так имели бы очень успешное предприятие.
Но все дело в том, что государство не является лучшим бизнесменом и не может определить, как нужно хозяйствовать в компании. Поэтому инвесттребования должны содержать в себе качественный подход: что должно работать, какие показатели и за какой период времени инвестор должен обеспечить.
Если он сумеет затратить меньше денег, чем мы посчитали, но купить или создать современное оборудование, модернизировать объект, добиться более высокого КПД, обеспечить лучшую технологию, то никакие вопросы к нему не возникнут», — подчеркивает председатель ФГИ.
Вместе с тем государство оставляет за собой функцию контроля и стратегии межотраслевого развития. А это уже новый шаг в отечественной приватизации. В чем его новизна?
Например, в том, что прогнозируется не только дальнейшая судьба приватизированных объектов, но и функционирование связанных с ним отраслей народного, так сказать, хозяйства. Скажем, энергетика априори тесно связана с добывающими отраслями. И вопрос снабжения топливом приватизированных объектов – это уже национальный масштаб.
Ведь никакие инвестиции в электростанции не компенсируют отказа новых собственников от закупки украинского угля. Для шахтерских регионов такой поворот может означать углубление кризисных процессов и катастрофу для многих тысяч людей, занятых в горняцком деле. Поэтому Фонд госимущества собирается жестко настаивать на таком инвестиционном требовании как обеспечение использования украинского угля в энергетике. Вплоть до указания конкретного процента.
«Мы хотим, приватизируя тепловую генерацию, одновременно загрузить украинские угольные предприятия, — делится планами председатель ФГИ. – И не будем уступать никому, что такая фраза не нужна и можно везти уголь откуда угодно. Нельзя допустить, чтобы наша тепловая генерация грузилась углем из других стран, в то время, как отечественные угольные предприятия будут простаивать, а люди на них – не получат зарплаты. Это жестко, это не очень экономично, но правильно…».
С другой стороны за исполнением этого и других инвестиционных требований будет контроль изнутри. «Государство не умеет заниматься бизнесом, — признает Рябченко. – Но зато у него прекрасно выходит контролировать инвесторов. Учитывая важность энергетической отрасли для экономики и национальной безопасности государства, созданы все условия, чтобы не выпускать ситуацию из виду. Как вы знаете, решением Кабинета министров в госсобственности остается 25% акций приватизируемых энергокомпаний. Поэтому, не сомневайтесь: за тем, чтобы все там было в порядке, чтобы приходили инвестиции, выполнялись условия договоров, будет глаз да глаз».
Так же строгий контроль будет и за выполнением социальных обязательств. При составлении инвестдоговоров ФГИ обещает привлекать профсоюзы. По мнению председателя профсоюза работников энергетики и электротехнической промышленности Украины Сергея Шишова это очень важно. «Мнение профсоюзов должно быть учтено. Потому что социальная сфера также требует финансирования, что возможно только при наличии социально ответственного инвестора», — говорит Шишов.
В целом, если все получится так, как сейчас видится специалистами ФГИ, приватизация энергетики даст стране пример полноценного и правильного частно-государственного партнерства. Залогом этого может стать полная прозрачность приватизационного конкурса на всех его этапах. Александр Рябченко заверят, что никаких «сюрпризов» для инвестора, действительно, не будет.