Полина Мирер
09:55 01/08/2011

Привычка бастовать

Трамваи и троллейбусы в Харькове могут остановиться. Сотрудники предприятия «Горэлектротранс» всерьез подумывают о забастовке из-за реорганизации предприятия. Городские власти протестам не внемлют и продолжают внедрять в жизнь свои планы по реформированию транспортной системы Харькова.

Ликвидировать и уволить

В Харькове вместо одного коммунального предприятия «Горэлектротранс» отвечать за трамвайно-троллейбусные перевозки теперь будет шесть предприятий. Новость о ликвидации «Горэлектротранса» удивила многих сотрудников, хотя еще три месяца назад, в апреле, депутаты городского совета на сессии проголосовали за создание вместо одного  четырех отдельных коммунальных предприятий: «Салтовское трамвайное депо», «Октябрьское трамвайное депо» «2-е троллейбусное депо», «3-е троллейбусное депо».

«Мы ничего не знали о ликвидации до того, как нам не сказали писать заявления. Получается, мы снова под угрозой, а долги по зарплате есть и ситуация, несмотря на многочисленные обещания, не изменилась», — жалуется Татьяна, кондуктор троллейбуса. 

Неизвестность и требование написать заявления на увольнение испугали работников предприятий больше всего. Ведь в «Горэлектротрансе» уже давно и с зарплатами, и с кадрами, и взаимопониманием напряженка. За последние два года на крупном коммунальном предприятии, от которого зависит жизнь большинства горожан, которые ездят в транспорте, из-за невыплаты зарплаты было 4 забастовки. Новая уже в планах, даже дату определили – 5 августа.

«Я готов не выйти на маршрут, хронические долги по зарплате уже просто надоели! Моя семья постоянно в долгах, почему я все время должен, а руководству хоть бы хны! Я не собираюсь увольняться, пока не получу всю свою зарплату. До копейки!», — возмущается водитель троллейбуса Александр.

По зарплате есть только текущая задолженность порядка 6 миллионов гривень, сообщил  Директор департамента транспорта и связи Харьковского городского совета Сергей Дульфан. Он заверяет, что все желающие получат и работу, и жалованье. После того, как покатилась волна недовольства, чиновник начал встречи с сотрудниками четырех депо, чтобы объяснить людям причины реорганизации.

«На момент перевода сотрудников «Горэлектротранса» на новое предприятие трудовые отношения с одним предприятием закончатся и начнутся трудовые отношения со вторым предприятием, как это предусмотрено Кодексом законов о труде. Во время перевода с вами проведут полный финансовый расчет на старом предприятии. Вы получите всю зарплату, а также компенсацию за неиспользованный отпуск. По желанию отпуск можно будет перевести на новое место работы. Также будут сохранены все условия трудового договора», — пообещал Сергей Дульфан.

Суть реформы

Ликвидация одного предприятия и открытие новых проходит в рамках глобальной транспортной реформы. Первые публичные действия в рамках реформирования транспорта городские власти предприняли в декабре 2009-го года, когда торжественно презентовали Единый диспетчерский центр при Харьковском метрополитене, который должен был по минутам следить за всем транспортом в городе и позволить построить единую и удобную схему движения метро, трамваев, троллейбусов и автобусов. Пока диспетчерская обслуживает только метрополитен.

Затем было создано коммунальное предприятие «Харьков-пассажирский», а недавно  «Горэлектротранс-сервис». Первое существует уже полтора года и большую часть срока на бумаге, второе тоже пока только в виде уставных документов.  

«Горэлектротранс» является управленческой структурой, объединяя в себе несколько функций. В связи с введением электронного кондуктора, предполагается координация деятельности всех видов транспорта. Именно для этого мы создавали  коммунальное предприятие «Харьков-пассажирский» — это не управленческая структура, а структура, которая должна заниматься координацией и организацией взаимодействия всех видов транспорта, которая должна объединить под собой управление  всеми видами транспорта. Именно для этого мы оснастили ее системами GPS, на ее базе планируем вводить электронный кондуктор. Таким образом, та часть «Горэлектротранса», которая занимается организацией движения, должна уйти в «Харьков-пасс», — объясняет Сергей Дульфан. — А в «Горэлектротранс-сервис» должно отойти все, что касается энергослужбы, службы путь и службы планирования. Эксплуатацией будут заниматься четыре эксплуатационно-транспортных предприятия. Все это связано  с тем, что город после высвобождения средств, которые сейчас направляются на бюджет проедания, собирается переориентироваться на обновление, инновации, закупку основных фондов».

GPS-датчики, которые установят на транспорте, позволят следить за каждой машиной, а единый проездной билет (пластиковая карточка с чипом) и электронный кондуктор (устройство для считывания информации с карточки) должны решить проблему оплаты проезда в разных видах транспорта. Карточка должна стать единой для трамваев, троллейбусов, метро, а в идеале и автобусов, чтобы можно было максимально точно отслеживать пассажиропотоки, выручку, прибыль.

Закупка новых троллейбусов и автобусов, благодаря частичному госфинансированию к чемпионату Европы по футболу, повышение стоимости проезда в два раза в этом году  — всё это мэрия тоже включила в этапы транспортной реформы. Еще один пункт — привлечение частных автотранспортных предприятий, обслуживающих автобусные маршруты. В январе этого года Харьковский горсовет принял решение «о согласовании государственно-частного партнерства относительно объектов коммунального предприятия «Горэлектротранс». Пока партнерство выражается в том, что перевозчиков обязывают ставить GPS, закупать автобусы зеленого цвета и возраста не старше трех лет. Но есть план, что частные АТП получат в ведение трамвайно-троллейбусные маршруты вместе с подвижным составом и начнут зарабатывать на них.

Из плюсов этой реформы – новый транспорт на городских маршрутах, из минусов – неразрешенные проблемы в «Горэлетектротранса» и повышение цены на проезд. Мэр Харькова Геннадий Кернес уверяет: выгоду увидят все: и харьковчане, и «Горэлектротранс», и частные перевозчики. Срок в полтора года, который он отводит до наступления прекрасного транспортного далёка, истечет в 2012-м году, аккурат к матчам чемпионата Европы по футболу.

Но есть и более близкие контрольные даты, когда станет понятно, как чиновники горисполкома заботятся о комфорте харьковчан и держат слово. Это, например, 5 августа, когда Харьков снова может проснуться без трамваев и троллейбусов на улицах, или 15 августа, когда, по словам директора транспортного департамента, должно закончиться деление «Горэлектротранса» на четыре предприятия и станет понятно, получат ли сотрудники зарплату и работу.

Читайте также по теме