«Крымский вопрос» стал для украинских властей задачей повышенного уровня сложности. Спустя несколько дней почти загробного молчания и нарочитого «не замечания» того, что Крым присоединился к России, сегодня парламент признал Республику… оккупированной территорией, фактически признав, что контроля над полуостровом у нас уже нет.
«Фактически мы признали, что потеряли контроль над Крымом»
С 18 марта, когда между Крымом и Российской Федерацией со всей помпезностью был подписан договор о принятии в РФ нового субъекта, то есть АРК, от и.о. президента, правительства и парламента ждали решений. Не на уровне «а поговорим», а действительно государственных поступков. Но нет. Не дождались. 19-го в парламенте предпочитали не замечать того, что Крым стал частью России. Максимум, парламентарии были способны на реплики: «Зачем обсуждать нелегитимные решения нелегитимных руководителей». Дальше было продолжение блокады украинских воинских частей и… первые смерти наших воинов. Только после этого нашим солдатам и офицерам в Крыму разрешили применять оружие. Сегодня ситуация все ухудшается: к сожалению, только над некоторыми частями еще реет украинский флаг, а не российский триколор. И не потому, что наши воины кого-то предали. Они держали осаду, обороняясь огнетушителями и палками против вооруженных до зубов «зеленных человечков». Украина их бросила, как котят, не давая внятных пояснений, не разрабатывая стратегий и не давая четких приказов. Например, вывод наших воинских подразделений из Крыма обсуждался, но дальше обсуждения дело не пошло…
Брошенными себя сегодня чувствуют и крымчане, которые не хотят быть Россией и тем более не хотят бежать на материк. Что делается для них кроме разговоров на уровне правительства и государства?
Например, жители Белогорского района теперь ежедневно ожидают, когда к ним придут вооруженные люди. И они приходят. Безоружным мужчинам, чтобы защитить свою территорию, не остается ничего, как становиться против «самообороновцев» стеной. Так они и стоят друг напротив друга. Но кто знает, что будет дальше? Жители поселка не знают. У кого есть возможность, отправляют женщин и детей куда угодно. У кого же нет такой возможности, ищут ее, не слишком надеясь на созданный спецштаб, в котором пообещали им помогать. Они чувствуют себя такими же брошенными, потому что им не поможет никто, потому что до них даже не доходят новости с материка. А если уж совсем по-честному, в слова им тоже не верится. Потому что они лишь сотрясают воздух, но не защищают от угроз.
Сегодня от парламента ждали чего-то большего. В итоге Рада отделалась малым: приняла в первом чтении законопроект «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» авторства уже лидера фракции «Батькивщина» Сергея Соболева.
По мнению народного депутата (Батькивщина) Геннадия Москаля, принятый законопроект полностью списан с грузинского, хотя предусловия там были совершенно иными, как и иные пути отсоединения от материковой Грузии. Но речь даже не в том, с кого мы что списали…
«Фактически мы им признались, что потеряли контроль над Крымом и что он является оккупированной территорией. Помните, в советские времена заполняли анкеты, не находились ли ваши родственники на оккупированной территории? Теперь мне придется писать, что я жил на оккупированной территории», — констатировал народный депутат.
На море по спецпропуску…
Итак, признавая Крым оккупированной территорией, наши законотворцы не забыли переложить всю ответственность на РФ. Например, за культурное наследие, а также обязывает возмещать компенсацию за нанесенный материальный и моральный вред во всех сферах на Российскую Федерацию. И если развалины Пантикопеи или Херсонеса окончательно будут разрушены «зелеными человечками», Россия должна все возместить.
Только признает ли это наш северный сосед, большой вопрос. Да и исторические памятники уже не вернуть.
Фактически органы местного самоуправления будут работать по особому распоряжению, Кабмину же достается почетная функция – докладывать в международные инстанции о всех нарушениях оккупантов.
Но это, как говорится, только начало. Любая оккупированная территория становится в некотором смысле ловушкой, то есть, въезд и выезд отсюда возможен только при определенных условиях, а вернее, наличии спецпропусков на спецКПП. И пусть это будет не полноценный визовый режим, приятного в нем мало.
«Это будет специальный режим, где вы будете регистрироваться, уведомлять о цели визита. Вы будете сообщать, на какой период времени вы будете пребывать в Крыму и когда возвращаетесь», — пояснил С. Соболев, уточнив, что пропускной режим будет зависеть от многих составляющих. Например, если у человека есть жилье на материковой части Украины – к нему будет применены другие условия режима. Однако эти нюансы будут отработаны в ближайшее время на заседаниях профильных комитетов.
Процедуру выдачи разрешений на въезд на оккупированную территорию Крыма отдельным постановлением утвердят Кабмин и СНБО.
«Они отработают, каким образом таможня, органы погранслужбы, военнослужащие, которые там несут службу, будут регулировать режим пересечения», — отметил депутат, не скрывая, что, вероятнее всего, свой режим введет и российская сторона.
«Захват Крыма делался не для туристического сезона, а для того, чтобы превратить его в единую военную базу. Понятно, что по Севастополю, по допуску, где сегодня расположены украинские воинские части, где были расположены части Черноморского флота, они введут совсем иной режим. Но это вопрос к ним», — констатировал парламентарий.
А теперь стоит представить себе ситуацию: Украина вводит свои правила, Россия – свои. По факту же нет никакой гарантии, что если вам действительно нужно быть в Крыму, вы там будете находиться. Более того, не исключено, что если не одна, так другая сторона вас упрячет за решетку. Так, в принятом законопроекте прописаны нормы, предполагающие уголовную ответственность как за незаконное пересечение границы оккупационной территории (если вы стали нарушителем в первый раз, вам светит всего от 3 до 5 лет лишения свободы – прим. Авт.), так и за занятие экономической деятельностью, подлежащей государственному лицензированию, которой на оккупированной территории заниматься запрещено (минимум вас посадят на срок от 3 до 6 лет с конфискацией имущества!). Учитывая, что под лицензию подпадает даже оказание медуслуг и торговля медпрепаратами, сидельцев может быть много. Вероятнее всего, что Россия не преминет зеркально отреагировать на наше законодательство.
Запрет на медпомощь и т.д.
Отдельно хочется коснуться пресловутого запрета экономической деятельности, подлежащей лицензированию.
Закон гласит четко: «На временно оккупированной территории запрещается:
а ) любая хозяйственная деятельность (предпринимательская и некоммерческая хозяйственная деятельность), если она подлежит государственному регулированию, в частности лицензированию, получению разрешительных документов, сертификации и т.д.;
б) ввоз и / или вывоз товаров военного назначения и двойного использования;
в) организация железнодорожных, автомобильных, морских, речных, паромных, воздушных сообщений;
г ) пользование государственными ресурсами, в том числе, природными, финансовыми, кредитными;
д) осуществление денежных переводов;
е) финансирования деятельности, предусмотренной пунктами «а» — «д » настоящего пункта, или содействие ей другим способом».
В качестве уточнения, а также для понимания и просветления стоит привести виды хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию. Не сосредотачиваясь на поиске,
разведке и добыче полезных ископаемых, а также производстве или ремонте огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, обратимся к тем пунктам, которые имеют отношение ко всем простым смертным. Например, жителям Крыма теперь будет категорически запрещено делать изделия из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, а также продавать их. Также на оккупированной территории будет запрещено продавать и изготавливать лекарства как для людей, так и для животных, потому что данная форма деятельности подлежит лицензированию. А еще медуслуги, предоставление услуг связи, любые перевозки пассажиров, пересылка денежных переводов и даже посредничество в трудоустройстве за рубежом. Исходя из логики процесса, крымчанам придется передвигаться пешком….
Лицензированию подлежит и поставка природного газа по регулируемому , по нерегулярно — Леванте тарифу; хранение природного газа в объеме, превышающем уровень, устанавливаемый в лицензионных условиях; централизованное водоснабжение и водоотвод. То есть, исходя из логики принятого законопроекта, материк законным способом снял с себя обязательства по Крыму. Следовательно, люди будут сидеть без воды, света, тепла и газа.
Впрочем, Сергей Соболев заверил нас, что Крым от благ цивилизации материк отключать не будет. Так, абсолютно точно будет введен запрет на перевод денег из Украины на оккупированную территорию в иностранной валюте, а вот режим доставки гривни будет регулироваться Кабмином.
«Но мы ни в коем случае не перекрываем свет, воду и пр. Мы идем по другому пути: Россия установила нам цену на газ в 405 долларов плюс транзит. 450 долларов – это та цена, по которой будет получать газ гражданин Российской Федерации. Как мы своего гражданина и предприятия будем дотировать и субсидировать – это наш вопрос», — констатировал автор законодательной инициативы, добавив, что вода в Крым поставлялась по цене, в 7 раз ниже себестоимости данной услуги. Следовательно, россияне в Крыму будут платить за воду по фактической цене за эту услугу. Это же касается и электроэнергии, тариф по которой для украинцев в 4 раза ниже, нежели мировая стоимость. Нашим же соглажданам, которые прошли срочную перерегистрацию, подтвердив тем самым свою приверженность к Украине государство будет предоставлять коммунальные услуги по материковой цене. Также эти люди будут продолжать получать пенсии и прочие социальные выплаты. Как? Это уже будет думать Кабмин, как и об остальных гарантиях, которые обещают утвердить уже на следующей неделе.
«Мы ни в коем случае не будем стимулировать выезд крымчан, наоборот, будем максимально их стимулировать, чтобы они остались на родной территории», — заверил С. Соболев.
Но вероятно это будет потом. Если будет. Пока же народный депутат (Батькивщина), экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев надеется, что беженцев у нас не будет. И признается, что те семьи крымских татар, которые отправляют своих женщин и детей на материк, в основном принимают жители Западной Украины. Не государство, а именно простые люди. Когда же дойдет очередь государства, неизвестно.