Драконовские меры «жесткой экономии», обрушившиеся на трудящихся и пенсионеров европейских стран, дали ожидаемый результат. Во Франции впервые за полвека левые завоевали Сенат, в составе коалиции — коммунисты. В Италии левые победили на местных выборах в таких крупных городах, как Милан и Неаполь. В Дании правящей силой стал «красный блок», в котором так же представлены коммунисты. Испанская газета «El Mund»o уже назвала последние выборы «оживлением призрака коммунизма» в Европе…
Победу левым выковали правые
До сегодняшнего дня звуки «Интернационала» в Европе были едва слышны. В Старом Свете сложился целый спектр левых идей и четкого водораздела на коммунизм, социализм и социал-демократию в большинстве стран не существовало. Сильные компартии с отчетливой идеологией были там, где утрачено доверие к левоцентристам, оказавшимся на самом деле проводниками интересов капитала. Такая ситуация – в Греции.
Находящееся у власти с 2009 года Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), несмотря на свое название, не оправдало надежд простых людей на улучшение условий жизни. Идя на поводу у кредиторов из МВФ, а так же набирая огромное количество долгов у соседей по Евросоюзу, правительство охотно «ужимало» населения, вводя новые налоги и уменьшая зарплаты с пенсиями. Но при этом ничего не делало, чтобы потрусить «закрома» олигархов.
По словам одного из руководителей греческой Компартии Элисеоса Вагенаса, безработица в стране, по неофициальным данным, превысила 20%. Почти треть населения живет за официальной чертой бедности. Госдолг Греции достиг 350 млрд. евро. «Хотя всем давно известно, что только в швейцарских банках у наших олигархов лежит более 600 млрд. евро, — говорит Элисеос Вагенас. – И в такой ситуации от граждан требуют еще потерпеть и не высовываться якобы во имя спасения нашей же экономики и рабочих мест. И тут же навязывают жесткие антисоциальные меры под диктовку МВФ — урезание зарплат, пособий, пенсий. Разумеется, люди спокойно на все это смотреть не могут и не будут…».
Недовольство имущественным расслоением и тем, что правительства европейских стран решают проблемы бюджета за счет, скажем так, небогатых, включило механизмы социальных протестов. Катализатором стали жестокие реформы пенсионной системы в Италии, Франции, Испании и т.д., а так же резкое уменьшение расходов на образование. Даже с точки зрения политического пиара, отыгрываться на стариках и детях, мягко говоря, не по-джентельменски. И тихий мир взорвался.
Булыжник – оружие пролетариата
В сентябре-октябре 2010-го во Франции началась самая бурная стихийная революция за последние 40 лет. Протестами не руководили, как это было раньше, официальные профсоюзы; на них не брались разрешения от бюрократов. Люди передавали информацию о месте сбора посредством смс и через Интернет. В маленьких городках на центральные площади выходили сотни людей, в больших – сотни тысяч.
В Тулузе демонстрация собрала 140 тысяч. Люди осуществили так называемый народный захват бульваров, и сомкнув ряды, вынудили отступить жандармерию и полицию. В Париже по улицам в разные дни прошли от 90 тыс. до 350 тыс. человек. Шли под музыку, семьями, коллективами, дружескими компаниями. «Этими милыми прогулками по улицам Парижа мы хотим заставить правительство отступиться от идеи забрать у нас право жить по-человечески», — сказал в интервью «Le Monde» один из манифестантов.
Власти опрометчиво выставили против возмущенного народа полицию. И тем только подлили масла в огонь. Мои французские друзья шутили, что иначе быть не может. Не зря же гимном Франции является революционная «Марсельеза».
В Блуа, учащихся лицея «Дессень», которые перекрыли вход в здание, протестуя против пенсионной реформы, полицейские без всякого повода оскорбляли, толкали и бросали на землю. В Гренобле во время жестокого разгона манифестации школьников, один из демонстрантов прыгнул с моста и получил тяжелые ранения. Тут же по всей стране прокатились волна протеста против репрессий полиции против школьников. А из комментариев для прессы стало ясно, что люди готовы к более жесткому противостоянию.
Французское телевидение обошел сюжет с пенсионером из парижского предместья, который пришел защищать избитого полицией внука с булыжником в руках. «Такие элементы необходимы для того, чтобы заставить правительство отступить, — пояснил он телевизионщикам. – В мае 68-го именно потоки камней позволили идти вперед. Но на парижских улицах больше нет камней, и я решил прихватить эту нужную вещицу с собой…».
Логичным итогом протестов стал поиск населением той политической силы, которая могла бы выразить их интересы. Свой выбор они делали из ассортимента партий, который представлен на (условно говоря) политическом прилавке. И вот, впервые в истории Пятой республики (т.е. с 1958 года), левые получили большинство в Сенате. Из 348 мандатов, социалисты в союзе с «зелеными», коммунистами и левыми радикалами увеличили число своих представителей до 177, на два больше, чем требуется для абсолютного большинства.
Еврокоммунизм — идеология завтрашнего дня?
Победа французских левых на нынешних выборах – впечатляющая, но не уникальная. Похожие тенденции отмечаются в других странах. Например, в Италии и Дании, где недавно тоже прошли выборы в органы власти разного уровня.
В Италии пенсионная реформа, помимо повышения возраста с 57 до 58 лет уже со следующего года, и до 60 лет в целом, лишила стариков льгот по оплате жилья и лекарств. При этом на 50-80 евро сокращаются собственно пенсионные выплаты. Тысячи итальянских пенсионеров, оказавшись за порогом бедности, вынужденно покидают свои дома и переселяются в «общежития стариков». Другие отказывают себе в еде и коммунальных услугах (просят отключить горячую воду).
Естественно, это не могло не отразиться на электоральных симпатиях. Коалиция Сильвио Берлускони впервые за 20 лет потеряла контроль над Миланом – вотчиной итальянского премьер-министра. Возглавившая левых Демократическая партия победила не только в Милане, но и в Кальяри и Триесте. А крайне левой оппозиции, близкой по идеологии к коммунистам (партия «Италия ценностей»), удалось одержать победу в третьем по величине городе Италии – Неаполе. Левоцентристам достались посты мэров в городах Турин и Болонья.
Резко полевела и Дания. В этой милой скромной стране, несмотря на конституционную монархию, социализма всегда было больше, чем у нас в последние 20 лет. Дания славилась социальной защитой безработных, малообеспеченных, бесплатным образованием и медпомощью. Но со временем все эти завоевания начали нивелироваться.
Здесь не было такого бурного протеста, как во Франции, или такой мучительной пенсионной реформы, как в Италии. Датчане просто стали жить хуже. И тут же отреагировали избирательными бюллетенями. На выборах в местный парламент (фолькетинг) победила коалиция социал-демократов и коммунистов, которые взяли в свой «Объединенный список» маоистов и троцкистов (!).
Примечательно, что во главе обоих блоков (социал-демократического и коммунистического) стоят… симпатичные блондинки. Через несколько дней премьером страны впервые в истории станет женщина: лидер социал-демократов 45-летняя Хелле Торнинг-Шмитт. Но лозунги, с которыми она шла на выборы – повысить налоги на банки и состоятельных граждан, за этот счет помочь школам и больницам, — во многом почерпнуты из избирательной программы «Объединенного списка», который возглавляет любимица местных масс-медиа, 27-летняя Йохана Шмидт-Нильсен.
По мнению обозревателей «El Mundo», именно очаровательная Йохана – это лицо завтрашнего дня европейской политики. В устах ее соратников коммунистические лозунги не выглядят атавизмом. «Мы боремся за построение социализма, который приведет к созданию коммунистического бесклассового общества», — говорит она на митингах, взмахивая золотыми кудряшками, и толпы ее сторонников взрываются аплодисментами. Популярность датским коммунистам приносит и то, что свои слова они подтверждают образом жизни. Так, фактическая зарплата их парламентария не должна превышать средней зарплаты датского рабочего-металлиста. Излишки они сдают в партийную кассу.
По мнению западных обозревателей, популярность политиков, исповедующих адаптированные для Европы коммунистические ценности, растет колоссальными темпами, особенно в условиях социального дискомфорта.
«Призрак еврокоммунизма пугает богатых и заставляет их добровольно делиться своим богатством с бедными, — пишет датский блогер-левак Торвальд Хансен. – Стоило нам накачать мускулы, как 54 немецких миллионера обратились к правительству с просьбой повысить им налоги на личное состояние. Подобные инициативы стали проявлять ранее молчавшие миллионеры во Франции и Италии, где позиции левых укрепляются. Даже, если мы не добьемся большего, уже одно это оправдает наши усилия в политике…».