Проблемы дистанционного обучения глазами учителей: много информации, мало мотивации

Дистанционное обучение для украинских школьников и их педагогов стало настоящим испытанием: новый формат обучения потребовал большого терпения от учителей, а детям стала необходима самодисциплина, чтобы правильно организовать свое время, успевать просматривать видеоуроки, готовить домашние задания и успевать общаться с друзьями. Корреспондент ГолосUA выяснял, каковы минусы дистанционного обучения и что может повысить его эффективность.

«Ученики продолжают списывать и мало отдыхают»

Осенью 2020 года в Украинском аграрном лицее (УАЛ) проходил семинар для педагогов и руководителей школ. Там педагоги и руководители школ обсудили сложности дистанционного обучения, в формате которого с началом карантинных мер начали обучаться все ученики.

Ведущая семинара, директор УАЛ Елена Ярошинская провела опрос участников мероприятия на тему «С какими сложностями пришлось столкнуться учителям в период дистанционного обучения».

Учителя выразили мнение, что формат онлайн-уроков не всем детям подходит – даже если не было технических сбоев в трансляции урока, то были ученики, которым для усвоения темы одного видео-урока было недостаточно. Как результат, в период онлайн-обучения родители чаще искали репетитора, чем это было при стационарном обучении. При этом, по словам педагогов, им приходилось звонить по телефону ученикам на дом и так объяснять нюансы изучаемой темы. Разумеется, эти телефонные пояснения требовали большого количества времени.

Кроме того, учителя часто пользовались приложением для видео-звонков ученикам и отправки текстовых сообщений Viber, так что важен был доступ педагогов и учеников к интернету. К сожалению, как пояснила ГолосUA Е. Ярошинская, сайты и видео-уроки порой не загружались и ученики не могли обучаться в таких условиях.

Также, анализируя опыт дистанционного обучения, учителя заявили: ученики во время онлайн-обучения стали чаще списывать правильные ответы (гаджеты и коммуникация школьников в соцсетях это позволяют сделать).

Таким образом, к началу нового учебного года, который стартовал осенью-2020, стало ясно: дистанционный формат школьного обучения имеет свои минусы, которые ведут к низкой успеваемости учеников.

При этом учителя согласились, что низкая эффективность обучения обусловлена большей частью усталостью детей. То есть, если ребенок слушал и смотрел видео-уроки с 8 до 14 часов, то остальное время тратил на выполнение домашнего задания или работу с репетитором. Другими словами, сказали педагоги, дети словно «работали на каторжных работах», получая очень большую нагрузку и практически затрачивая на обучение весь день.

Поэтому, чтобы сделать дистанционное образование более эффективным, надо искать возможность уменьшить информационную нагрузку на учеников, чтобы у них в период дистанционного обучения было время на отдых и подвижные игры.

Дистанционное обучение не решает несколько важных задач

Опыт дистанционного обучения школьников показал, что этот формат обучения не может решить несколько важных задач, сказала ГолосUA Е.Ярошинская. Она описала свои наблюдения и наблюдения коллег из других школ за успеваемостью учеников во время онлайн-уроков.

По ее словам, для онлайн-обучения дома школьникам нужна сильная мотивация.

Практически весь учебный материал учеником осваивается самостоятельно. Это требует достаточной силы воли, ответственности и самоконтроля. Скорее всего, никто подгонять или поощрять обучение не станет. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем ученикам, говорит педагог. Она также перечислила другие минусы дистанционного образования.

Недостаток практических умений и навыков. Даже самые современные компьютерные тренажеры не заменят детям «живой» практики.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимальный, а то и полностью отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Техническое обеспечение. Смартфоны практически у всех детей есть, а вот личные компьютеры и планшеты — не у каждого. А через смартфоны систематически выполнять домашние задания неудобно. К тому же, компьютер, который есть в семье, обычно занят членами семьи, к тому же, если родители работают удаленно, то им он нужен для работы так же, как ребенку для обучения.

Санитарные нормы. Правила предусматривают, что ученики 5-9 классов могут находиться перед экранами не более 20-25 минут за урок и просматривать в видео-формате не более 3 уроков в день. Но, как уже было сказано выше, дети проводили за экраном и обучением больше времени, потому что искали дополнительный материал, чтобы разобраться в теме.

Объемы и сроки сдачи домашних заданий. Учитывая возможности учащихся, обучение не может длиться 24/7. А при дистанционном обучении бывает по-разному, что следует считать неправильным и негативным следствием дистанционного обучения.

Разнообразие интернет-ресурсов. Каждый учитель может свободно выбирать инструменты для дистанционного обучения. Но технически обеспечить доступ ко всем ресурсам школьникам не всегда удается.

Психоэмоциональное и физическое состояние школьников. В условиях длительного карантина нарушается привычный ритм дня. Дети не всегда могут выйти на прогулку, пообщаться со сверстниками, а это все негативно влияет на их самочувствие.

Смешанное обучение

Во время семинара Е.Ярошинская отметила, что в условиях карантина педагогам стоит освоить навык работы в формате смешанного обучения.

Она пояснила ГолосUA: смешанное обучение или blended learning — это сочетание обучения в школе с дистанционной формой, в том числе онлайн. Эффективно организованное смешанное обучение имеет множество преимуществ: дает возможность гибкости для всех участников процесса; развивает в учениках проактивный подход к обучению, где учитель больше не является источником информации, а только фасилитатором; усиливает цифровые навыки детей и побуждает их быть самостоятельными соискателями образования; дает учителям возможность сделать обучение более индивидуальным.

Педагог добавила, что blended learning активно используют в странах ЕС.

В Украине также есть опыт использования в школах смешанного обучения. Как пояснил ГолосUA эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Николай Скиба, некоторые частные школы до начала карантина работали с детьми именно в формате смешанного обучения.

И, как показал карантинный период, стартовавший весной 2020 года, к обучению в режиме карантина легче приспособиться ученикам школ, где до начала карантина использовался формат смешанного обучения.

«Я думаю, что если в школе есть элементы смешанного обучения (с посещением школы и дистанционного), то перенесение каникул, как это может быть в некоторых школах, не влияет так драматично на результат обучения. Поясню. Есть модель смешанного обучения и педагогический коллектив к нему готов. Это решение, утвержденное в результате обсуждений. Во время обсуждения обычно договариваются о тех платформах, на которых будет проводиться обучение, о контенте с линками, и о том, как школьники будут учиться. Эти все факторы смягчают последствия резкой смены графика обучения из-за карантина и каникул, которые начинаются раньше или позже обычного. Потому что при условии смешанного обучения школьники и педагоги привыкают к дистанционной работе, и смешанная модель обучения — это когда контент ученики осваивают самостоятельно посредством записанных заранее видеоуроков и тестов в финале видео.

А аудиторные занятия более сосредоточены на том, чтобы детально объяснить ученикам сложные моменты, чтобы задать вопросы, чтобы проверить свои гипотезы и поработать в группах. Поэтому если из-за карантина и происходит смещение графика обучения, но есть опыт обучения дистанционно, и этот процесс налажен и запущен, то у детей всегда есть доступ к этому контенту», – сказал эксперт.

Н.Скиба добавил, что смешанное обучение помогает школьникам привыкнуть к дистанционному обучению и к тому, что материал всегда можно повторить благодаря цифровому или обучающему онлайн-контенту.

«Если, например, ученикам понадобится повторить материал, то этот контент пригодится. Это реализация принципа персонализации обучения. Персонализация обучения учитывает, что кому-то из учеников надо повторять и усваивать школьных материал маленькими порциями длительное время. Кому-то достаточно интенсивного обучения с усвоением больших объемов учебного материала с дальнейшим переключением на отдых. И важно, чтобы еще до начала дистанционного обучения дети и педагоги, а также педагоги и родители наладили коммуникацию», – сказал эксперт.

Мотивация школьников к онлайн-обучению

Как рассказали ГолосUA педагоги, дистанционное обучение требует от школьников вырабатывать собственную мотивацию изучать материал, запоминать информацию и структурировать ее – хотя бы и в конспектах. Но дети, которым в школе не объяснили, зачем им развивать мотивацию к обучению и что это такое, конечно, чаще отвлекаются от видео-уроков. В целом, стандартный режим работы для взрослого человека за компьютером — щздюэто 45 минут работы и несколько минут перерыва. Школьникам сложнее удерживать внимание на видео-уроки, потому что нет привычки и навыка.

Что советует применять учителям в этой ситуации дистанционного обучения Н.Скиба. По его словам, 70% знаний и навыков ученики школ могут освоить, если применяется метод проектного обучения.

Он пояснил ГолосUA: проектный метод обучения подразумевает, что ученикам дают учебные задания не каждый день. В украинских же школах ученики получают задания каждый день. По сути, перед детьми ставят задачу освоить микс новых знаний и навыков.

«Дети каждый день получают домашнее задание выучить параграф или несколько задач, или и то и другое, и еще пара дисциплин, после чего в голове у школьника может образоваться «каша».

Проектный метод обучения означает, что дети могут получить одно задание на несколько дней в виде проекта. Это может быть, например, тема изучения текстов блогеров и источников их информации. Среди блогеров, кстати, есть очень разные авторы – это могут быть кулинарные блогеры, а могут быть кандидаты наук. Когда школьник делает обзор блогов, ему приходится развивать математическую компетенцию, поскольку нужно составить графика, таблицы, экспоненты построить. Еще нужно пересмотреть, на каком языке ведут свои проекты блогеры. Поэтому тут школьнику понадобится развитая эрудиция и знание иностранных языков, чтобы понять, что и как искать в интернете.

К примеру, школьники могут получить задание выполнить проект по фешн-дизайну и ответить на вопрос, как мир моды реализует потребность человека в тех или иных удобствах и элементах комфорта. Для этого надо произвести анализ трендов и выяснить, как одежда менялась на протяжении длительного времени: для этого нужна статистика, история появления элементов одежды. В подобных проектах школьникам приходится думать о своей цели и для этого одновременно изучать что-то новое. Обучаясь, они усваивают больше информации и знаний, чем предусмотрено школьной программой: детям приходится искать дополнительные источники информации.

Также добавлю, что при проектном обучении карантин и смещение графика обучения не являются критическим фактором: на каникулах зачастую, и у нас есть такой опыт, дети продолжают обучение, выполняя проект. То, что не нужно ходить в школу на каникулах или на карантине, не становится препятствием для продолжения интересного обучения», – поделился эксперт.

Таким образом, школам стоит взять на вооружение проектный метод обучения, чтобы детям было интересно развязывать комплексные задания учителей, что заставит их развивать одновременно несколько навыков и осваивать новый учебный материал. Тогда в дистанционном обучении индивидуальная работа с материалом будет школьникам более интересной.

 

Читайте также по теме