В первой половине ноября Рада одобрила в первом чтении правительственный законопроект №7066 «О приватизации государственного имущества», который фактически устанавливает монополию аукционов при продаже госактивов. На принятии данного закона настаивает МВФ, являющийся ключевым кредитором нашей страны.
Монополия аукционов
9 ноября проект закона о приватизации от Кабмина прошел первое чтение. Законодательная инициатива, со слов и. о. руководителя Фонда государственного имущества (ФГИ) Виталия Трубарова, вычеркивает все существующие варианты реализации объекты, оставляя аукционы как метод продажи. Исключение составят арендованные предприятия: для них будет применяться выкуп, «поскольку это предусмотрено в договорах, но это будут единичные случаи», уточнил В. Трубаров.
Кроме того, проект закона вводит критерии для определения малой и большой приватизации.
Так, если текущая стоимость объекта госимущества будет составлять менее 250 тыс. гривен, то предприятие попадет в категорию малой приватизации, а если превысит – в категорию большой приватизации.
Более того, для осуществления большой приватизации закон будет требовать наличия советника в лице аудиторской компании, которая будет сопровождать процесс, а именно: заниматься финансовым моделированием,определять начальную цену и искать инвесторов. К слову, выбираться советник будет на конкурсной основе.
«После этого ФГИ устанавливает стартовую цену и условия продажи и передает их на утверждение в Кабмин. Затем объявляется прием заявок, проходит проверка участников и проводится аукцион», – пояснил В. Трубаров.
В то же время активы, попавшие под определение малой приватизация, будут проданы с молотка с помощью электронных площадок.
Кроме того, проект закона №7066 обязует заинтересованного в торгах инвестора внести на безвозвратной основе 5% банковской гарантии от изначальной стоимости лота.
Как говорится в пояснительной записке к закону, сегодня «более 90% государственных активов введено в эксплуатацию 50-150 лет назад», поэтому промедление с продажей приводит к их дальнейшему разрушению и снижению инвестиционной привлекательности.
Ранее МЭРТ насчитывало более 3,5 тыс. неэффективных государственных предприятий (всего государство располагает 4 тыс. предприятиями), выступающих имущественным балластом, от которого надо избавляться. Однако, как указывают эксперты, во многих случаях, инвестору проще построить бизнес с нуля, чем покупать объект у государства.
В целом в первом полугодии текущего года доля государственного сектора в экономике Украины составляла 16,3%.
Местный колорит приватизации
Из года в год планы по приватизации в стране срываются в связи со сложностью многих крупных предприятий и спецификой украинских реалий.
Так под вопросом, как и в прошлом году, продажа таких предприятий как: Одесский припортовый завод, «Турбоатом» и «Центрэнерго». Также неизвестно, будет ли пущен с молотка «Укрспирт».
В целом в текущем году государство планировало выручить от продажи госактивов около 17,1 млрд гривен, однако по итогам 9 месяцев в казну от приватизации поступило 3,3 млрд гривен. То есть годовой план выполнен на 19,3%.
«Чтобы получить те деньги от приватизации, на которые рассчитывает правительство в 2018 году, а именно 22,5 миллиарда гривен (предусмотренные в проекте госбюджета на 2018 год), придется испытать так называемую большую приватизацию, по принципам открытого аукциона, с допуском всех желающих иностранных игроков. Если же приватизация будет проводиться по прежней модели, в форме закрытого аукциона, то есть по договоренности с определенными финансово-промышленными группами, то поставленная правительством цель не будет достигнута», — комментирует экономический эксперт Андрей Новак.
А. Новак напомнил, что Украина является страной, на территории которой происходят боевые действия, поэтому сегодня проводить большую приватизацию невыгодно из-за заниженной стоимости активов. В то же время Украина не может обойтись без внешней финансовой поддержки, в том числе денег от МВФ, который настаивает на проведении приватизации.
«Поэтому не остается ничего другого, как исполнять требования наших доноров, иначе Украина рискует лишиться донорских финансовых вливаний, что может привести к дефолту», — утверждает экономист.
Экономист также заявил, что не стоит бояться прихода на торги иностранных покупателей и обозначил недостатки внутренних инвесторов.
«Во-первых, они (украинские финансово-промышленные группы – Авт.) привыкли работать через офшоры и платить минимальные налоги в украинский бюджет, что неприемлемо для иностранных компаний. А во-вторых, они очень мало вкладывают в развитие предприятий и только дорабатывают производственный ресурс украинских предприятий. Поэтому для Украины выгодно, чтобы лучшие активы попали в руки зарубежных корпораций – американских, европейских, южнокорейских, японских, канадских и т.д. Это лучше того, если украинские предприятия и далее будут находиться в руках украинских олигархических групп с минимальным эффектом для развития экономики», — сказал А. Новак.