Никита Бегаль
08:11 09/02/2019

Продажа газовых долгов коллекторам: что ждет простых украинцев

Раде предложили давать на откуп долги распределительных компаний (облгазов). Эксперты называют инициативу лоббистской, указывая, что предпринимается попытка обналичить финансовый спор между «Нафтогазом» и облгазами. Не исключено, что после облгазов коллекторы начнут стучать в двери простых потребителей.

В Раде зарегистрировали законопроект № 9500, благодаря которому станет возможным продавать на электронных площадках долги облгазов и газсбытов перед «Нафтогазом» и, самое главное, простых потребителей, задолжавших за потребленное «голубое топливо».

Основанием для изменений служит Закон «О стабилизации финансового состояния Нафтогаза», принятый еще в 2015 году.

Автор законопроекта, народный депутат Татьяна Черновол, больше известная своими экспрессивными публичными акциями, в пояснительной записке к документу сообщает об огромной задолженности газораспределительных компаний перед «Нафтогазом».

Эксперты предполагают, что авторство закона в данном случае номинально, а реальных инициаторов стоит искать в кабинетах газового монополиста.

«Формально данный законопроект согласуется с действующим законодательством. Но дело в том, что он имеет откровенно лоббистский характер. И за данным предложением могут стоять как «Нафтогаз», так и субъекты, близкие к фракции «Народный фронт», которые пролоббировали назначение Андрея Коболева на пост председателя правления «Нафтогаза», — поясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Он также напомнил, что это не первая попытка продать долги облгазов. Еще в 2014 году «Нафтогаз» законодательно инициировал легализацию подобных торгов, в которых можно было получить права долгового требования со скидкой до 70% . Но инициатива впоследствии захлебнулась.

Если говорить о текущих долгах облгазов, то, по данным «Нафтогаза», речь идет, ни больше ни меньше, как о 18,5 млрд гривен.

Откуда взялась такая задолженность? Надо сказать, что «Нафтогаз» и облгазы по-разному видят проблему небаланса (отрицательная разница между количеством газа, поступившим в сеть и отобранным из нее участниками коммерческого учета). Основной причиной небалансов выступают предприятия ТКЭ, которые постоянно медлят с оплатой. Эти неоплаченные небалансы с начисленной пеней и штрафами путем бумажной манипуляции приписывают газораспределительным компаниям. Сами облгазы не признают больше половины от общей задолженности, обвиняя «Нафтогаз» в попытке навязать схему.

«Мы имеем дело со схемой «Нафтогаза», при которой происходит искусственное наращивание долгов с помощью начисления пени и штрафов для доведения облгазов до банкротства. Если предположить, что данные долги будут перепроданы с большим дисконтом, то компании, купившие эти долги, впоследствии могут претендовать на владение облгазами», — объясняет Д. Марунич.

В целом ситуацию вокруг законопроекта № 9500 эксперты связывают с очередным витком противостояния «Нафтогаза» и облгазов, которыми преимущественно управляют компании предпринимателя Дмитрия Фирташа (до 70% рынка распределения газа).

Сегодня «Нафтогаз» хочет дискредитировать облгазы, чтобы распределительные сети оказались под его влиянием, говорит член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Для примера достаточно вспомнить последние атаки компании на облгазы в связи огромными доначислениями в газовых платежках украинцев. Хотя там не все так просто.

Что касается законопроекта № 9500 в контексте простых потребителей, то эксперты допускают, что коллекторы могут начать стучать в двери украинцев. Но такой сценарий маловероятен, несмотря на то, что население задолжало за газ уже 26,4 млрд гривен.

«Дело в том, что речь идет о долгах «Нафтогаза». К потребителям потенциальные коллекторы еще должны дойти. Более того, сейчас им никто не мешает этим заниматься. То, что подобный законопроект не прошел ранее, когда его инициировал «Нафтогаз», говорит о том, что у нынешнего документа шансов немного», — заявил Д. Марунич.

Политолог Кирилл Молчанов также не верит в судьбу законопроекта.

«Думаю, что он не будет принят Радой, так как в зале просто не хватит голосов», — сказал он.

 

Читайте также по теме