На что только ни готово пойти нынешнее правительство, лишь бы ничего полезного для экономики страны не сделать. И тарифы на ЖКХ поднимает до уровня в половину средней заработной платы. И "рыночную" цену на газ в директивном режиме устанавливает да такую, что его потом даже государственные предприятия, к примеру — Одесский припортовый завод, не могут себе позволить себе купить.
И проект невыполнимого государственного бюджета с доходной частью, чуть ли не наполовину сформированной из надежд на кредиты и конфискацию имущества коррупционеров сформированного, в Верховную Раду подают. И социальные стандарты в этом самом бюджете повышают на величину, которая большую часть года будет меньше, чем инфляция. Тем самым обрекая внутренний рынок на "схлопывание". Но этого Кабмину показалось мало и… там решили подписать Меморандум с МВФ, предусматривающий продажу 25% доли государства в государственных же банках — "Ощадбанке", "Укрэксимбанке". От более мелких банков — "Укргазбанка", "Украинского банка реконструкции и развития" и банка «Расчетный центр» и вовсе предлагается избавится.
Чем это грозит Украине и, в первую очередь, вкладчикам и клиентам этих банков? Начнем с того, что государственные банки не были и не являются участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Это было одним из их преимуществ для вкладчиков, потому как не участвуя в программах ФГВФЛ они предоставляли 100%-ную гарантию по вкладам за счет гарантий выплат, в случае чего, из государственного бюджета. Как только госбанки будут акционированы и часть их акций перейдет в частное владение, то данная гарантия раствориться. При этом, ни сразу, ни за какой-нибудь незначительный временной период они не станут участниками ФГВФЛ так как… подобная принудиловка никакими Меморандумами не определена. Наоборот, их-то и собираются покупать, чтобы новые собственники и новые руководители банков могли себя спокойно чувствовать — хоть что с деньгами клиентов банков не делай, а отвечать не придется вообще. Удивлены? Но госсобственность продается совсем не для того, чтобы хоть в чем-то улучшить положение граждан, все делается с абсолютно противоположной целью.
Сейчас государственные банки являются частью системы монетарной политики, проводимой НБУ. После их "прихватизации" Украина не сможет проводить независимую монетарную политику, точно также как и о самостоятельной курсовой политике можно будет забыть навсегда.
Государственные банки являются крупнейшими держателями облигаций внутреннего государственного займа, после Нацбанка, который стоит на первом месте по этому показателю. Став совладельцами госбанков, иностранцы или любые другие частники, получают возможность контролировать выплаты по внутреннему долгу, ставя под угрозу бюджетный процесс. Напомню, что глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева поддерживает перспективу продажи части акций государственных банков «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» инвесторам – Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) или Международной финансовой корпорации (IFC).
Таким образом, начав приватизацию государственных банков, Украина рискует утратить финансовый суверенитет и перейти под пусть и частичное, но… внешнее управление. Это и есть реальная цель продажи госбанков.