Под видом борьбы с экстремизмом и защите судей от недовольных принятыми решениями, в принятом Верховной Радой Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы о дополнительных мерах защиты безопасности граждан» протащили массу норм, которые ни малейшего отношения к декларируемым целям закона не имеют.
Мало того, исполнение сомнительных по своему качеству, положений закона может привести к существенным финансовым и организационным проблема как на уровне граждан, так и на уровне государства. Одним из нововведений закона является регламентация продажи карт доступа к сотовой/мобильной связи исключительно при заключении контракта с представлением паспортных данных и «привязки» номера к ним. Мало того, согласно вносимым изменениям в Закон Украины «О телекоммуникациях»: идентификационная телекоммуникационная карточка – средство, которое используется для обозначения (идентификации) конечного оборудования абонента в телекоммуникационной сети (SIM-карта, USIM-карта, R-UIM-карта и т.д.). Следовательно, основной смысл законодательных инноваций заключается в установлении механизмов слежки и контроля за гражданами.
Как показывает мировой опыт ни одного теракта или какого еще противоправного действия путем отслеживания телефонных звонков всех граждан страны предупреждено не было. Зато есть масса примеров международных скандалов, связанных с прослушиванием телефонных переговоров политиков и чиновников. Но если отвлечься от политики, то можно спрогнозировать некоторые экономические и социальные последствия «паспортизации мобильников».
На данный момент количество абонентов предоплаченных сервисов мобильной связи в несколько раз превышает число «контрактников» и по разным оценкам достигает 85-90% от общего числа потребителей услуг мобильной связи. Сервисные службы крупнейших операторов рынка ориентированы именно на такую систему обслуживания своих клиентов. Как отмечают в пресс-службе МТС-Украина, операторам придется полностью перестраивать свою систему продаж, которая складывалась на рынке годами. Это потребует времени и дополнительных затрат. Но даже внедрение паспортизации продаж не исключает для желающих возможности обойти это условие и приобрести пакет анонимно. Как показывает опыт зарубежных стран, везде, где используется такая система, существует и черный рынок, на котором легко можно купить стартовый пакет по подложным документам или на чужое имя. Кроме того, обязательная продажа стартовых пакетов по паспортам ограничивает доступность услуг, за которыми, например, сельским жителям придется ехать в город, так как содержать большое число стационарных отделений в небольших населенных пунктах операторам просто не выгодно при нынешних тарифах на связь.
Таким образом вырисовываются две первые проблемы: ограничение в доступе к мобильной связи по региональному принципу и повышение стоимости услуг мобильной связи из-за роста расходов операторов.
Непонятен и принцип по которому будет работать существующая система. Есть всего три основных варианта перехода на тотальную паспортизацию: перерегистрация, отключение и установление новых правил только для абонентов, которые захотели купить номер после вступления закона в силу. В последнем случае все не так страшно, хотя и повлечет за собой неудобства для людей и рост затрат на связь, о чем было написано выше. А в первых двух – все намного хуже.
Если всех владельцев припейдов обяжут пройти перерегистрацию своих номеров, то по техническим причинам это может затянуться на несколько лет. Число абонентов сотовой связи в Украине больше чем количество граждан. По данным Госстата, количество пользователей мобильной связи в Украине в ІІІ квартале 2013 г. (данных на конец года еще нет) увеличилось на 0,4% до 61,984 млн абонентов. То есть «паспортизировать» придется порядка 50-55 млн мобильных номеров! Сколько времени, нервов и денег уйдет на этот процесс сказать сложно, но для сравнения напомню, что система припейдов активно выстраивалась в Украине порядка 11 лет подряд. Даже если перерегистрация будет идти в
три раза быстрее, чем рост абонентской базы – то процесс займет 4 года. Напомню, что данная задача сложна не только организационно, но и технически, так что перебои в работе мобильной связи вполне могут сопровождать перерегистрацию.
Кроме того, неясна и судьба карточек, которые покупались на время очередной акции и выбрасывались потом. Их ведь никто регистрировать не придет, а воспользоваться ими в принципе может кто угодно. Ну нашел на улице и все тут…
Если же отключать абонентов припейда от услуг связи, то операторы просто обанкротятся. Мало того, обиженные абоненты могут на них еще и в суд подать.
Кроме того, массовое отключение номеров вызовет коллапс в различных сферах, очень далеких от политики. Первыми пострадают владельцы банковских (зарплатных и кредитных) карточек, которые просто обязаны оставлять для идентификации номера своего мобильного, а при использовании интернет-банкинга мобильник необходим в обязательном порядке. Можно только представить, сколько времени, сил и ресурсов банков и их клиентов займет перерегистрацию и/или обновление договоров. О безналичных расчетах можно будет забыть сразу и надолго. В таком же положении окажутся и торговые сети, спортклубы, магазины и т.д., которые предоставляли дисконтные карты. Рухнет рынок рекламы малого и среднего бизнеса, использующий сейчас припейды в качестве рекламных номеров. Добавится работы отделам кадров всех без исключения предприятиям Украины по внесению изменений в личные дела сотрудников. Застопорится работа практически всех логистических служб, систем доставки товаров, частных автотранспортных предприятий и операторов такси. С проблемами столкнутся и пользователи социальных сетей и почтовых сервисов. Сменить пароль станет сложной задачей, а в случае взлома аккаунта или почтового ящика будет практически невозможно восстановить над ними контроль – телефона-то не будет.
В общем, социально-информационный коллапс и/или рост цен на мобильную связь. Именно такими будут основные последствия исполнения данного закона.