Марина Иванова
05:54 05/09/2014

Продление зимних каникул: экономия важнее знаний

Такое впечатление, что наша жизнь в прямом смысле «встала с ног на голову». Сообщения о войне, голоде и страданиях людей на Востоке, неуверенность в завтрашнем дне, экономическая нестабильность… Для того, чтобы пережить это непростое время, вместе со взрослыми «потуже затянуть пояса» правительство предлагает и детям. В Минобразования уже заявили, что не против перевода украинских школ на шестидневную учебную неделю и продления зимних каникул на гигантский, по сравнению с привычным, срок – до полутора месяцев.

Дети будут вынуждены просидеть пол-зимы «на печи»

Чиновники Минобразования предлагают ввести в общеобразовательных учебных заведениях двухсеместровый график учебы: I семестр будет продолжаться с 1 сентября до 15 декабря, а II – с начала февраля до конца мая. Именно при такой организации образовательного процесса зимние каникулы, единственные в учебном году, будут длиться полтора месяца. Рассматривается и другой вариант новаций: увеличение осенних каникул до двух недель, а зимних — с двух недель до одного месяца. В таком случае, учебный год должен завершиться 15 июня, а не в конце мая, как это было всегда.

Инициативу Минобразования по продлению каникул активно поддержала столичная власть: в КГГА быстро подсчитали, сколько смогут выгадать от этого новшества. Как заявила советник мэра Киева по гуманитарным вопросам Анна Старостенко, введение двусеместровой учебы и увеличение продолжительности каникул в столичных школах принесет городской казне свыше 7 млн. грн. 

При этом советник мэра сообщила, что возможно и введение в школах и шестидневной учебной недели. Правда, признавшись, что подобный график «не нравится ни учителям, ни родителям из-за большой нагрузки на учеников».

Главная причина «школьной революции» 2014-2015 гг, по версии Минобразования – необходимость экономить дорогой газ, используемый для отопления учебных корпусов. В то же время, система среднего образования в столице и так постоянно недофинансируется. «Из предусмотренных бюджетом 99,5 млн. грн (на нужды столичных школ в 2014-2015 гг – ред.) было профинансировано только 22,5 млн», — отметила А. Старостенко. Глядишь, при реализации этого плана можно будет и учителей отправить в долгий неоплачиваемый отпуск. Опять же, какая-никакая – экономия…

Школу заменят репетиторы?

Всю ответственность за новации Минобразования переложил на плечи местного самоуправления: 22 августа текущего года министр образования и науки Сергей Квит заявил, что Минобразования не против перевода школ на шестидневную учебную неделю, в случае принятия соответствующего решения местными органами власти. В частности, по словам Квита, сейчас во многих регионах готовятся решения, касающиеся возможных изменений в структуре учебного года.

В реальности же отвечать за внедрение двухсеместрового обучения в школах придется, в первую очередь, самим школьникам, во – вторую – учителям, в третью — родителям. И специалисты предупреждают: последствия такого шага могут нанести вред успеваемости и здоровью детей. «Перед любыми школьными каникулами детям очень тяжело дается учеба. Это происходит потому, что у нас очень сложная школьная программа, учащиеся устают. А в лицеях, где программа дополнительно усложнена, школьники еще больше утомляются. Да и в начале учебного года, после лета, детям достаточно сложно «войти в колею». Это и так — серьезное испытание для преподавателей. А при продлении зимних каникул вообще страшно представить, как они будут «запихивать» знания в детские головы. В общем, можете написать: психологи категорически  против таких «мер», — заявила в комментарии ГолосUA практикующий психолог Оксана Гомель, многие годы проработавшая со школьниками.

По мнению психолога, единственный выход, если кому-то так уж хочется ввести шестидневку и двухсеместровую систему организации учебного года – серьезное упрощение школьной программы. «Во многих странах программы проще. У нас же, при объеме знаний, который должны получить школьники, учителя будут просто «гнать» программу. А если введут шестидневку – дети вообще перестанут отдыхать. В воскресенье им придется делать уроки на понедельник. В результате, родителям можно ожидать резкого падения успеваемости», — отметила О. Гомель.

«Наши школьные программы, действительно, перегружены. Но на протяжении месяца изменить их невозможно», — согласился с О. Гомель директор Украинского центра оценки качества образования, доктор педнаук, профессор Игорь Ликарчук в беседе с корреспондентом ГолосUA. В то же время он считает, что украинские школьники смогут учиться «без потерь» даже в таком экстремальном режиме, но — при наличии некоторых важных условий. «Если присутствует контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, он не пущен на самотек, используются элементы дистанционного обучения, и даже тогда, когда ученики будут сидеть дома во время удлиненных каникул, эти элементы используются – ситуация управляема. Не думаю, что это серьезно повлияет на качество образования», — считает И. Ликарчук.

При этом директор Украинского центра оценки качества образования вынужден был признать, что к ВНО украинские школьники давно готовится при помощи репетиторов. «70% учащихся идут к репетиторам. И дети, которые полтора месяца не будут посещать школу, получат дополнительно массу времени для таких дополнительных занятий. Понимаю, это не понравится большинству чиновников и педагогов. Но — пусть смотрят правде в глаза. Если бы они учили так, как нужно – этого бы не было», — сказал И. Ликарчук. Правда, забыв при этом сообщить, где «средним» украинским родителям взять деньги на репетиторов, учитывая коллапс экономики и рост безработицы в стране.

Читайте также по теме