В Киеве стартовал главный инфраструктурный проект года – взялись за реконструкцию «уставшего» Шулявского путепровода, который должен улучшить ситуацию на одном из ключевых транспортных узлов столицы.
Пока речь идет о подготовке реконструкции. В августе были перекрыты два съезда развязки: с улицы Вадима Гетьмана на проспект Победы и съезд с проспекта Победы на улицу Александра Довженко. Полностью закрыть движение по эстакаде могут уже в сентябре. Ремонтные работы должны были начать еще в начале июля, но затянулись из-за тендерной проволочки и утверждения проекта.
Потребность в реконструкции назрела давно: ширина эстакады несет угрозы для растущего автомобильного потока, проезд под съездом моста для габаритного грузового транспорта усложнен, под путепроводом неоднократно возникали пожары, а в феврале прошлого года произошло частичное обрушение моста. Все это превращает развязку в «красную точку» на карте Киева.
«Самыми опасными мостами в Киеве являются Шулявский и Воздухофлотский. Они могут обвалиться в любой момент. Особенно это касается Шулявского, где от вибрации просто отпадают куски из-за очень сильной нагрузки», — говорит эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.
Архитектор Владимир Шевченко среди причин плачевного состояния моста, называет старение металла, погодный фактор, а также проезд тяжелой техники.
«На территории Украины идет война. По столичным улицам иногда перемещают военную технику. Транспортные мосты не рассчитаны на перевозку, например, танков на платформах, которые весят 60 тонн, не считая трейлера. Поэтому динамика разрушений, конечно, увеличивается», — рассказывает он.
Архитектор напомнил, что направление движения транспорта в районе Чоколовского бульвара – Шулявка – ул. О. Телиги – Московский мост очень напряженное, поэтому нагрузка на Шулявский мост постоянно растет.
Ожидается, что киевляне получат обновленную развязку в январе 2020 года. Изначально стоимость модернизации участка оценили в 830 млн гривен. Теперь же речь идет о более миллиарде гривен.
Текущий вариант реконструкции, а всего их было семь, подразумевает демонтаж старого моста и создание т.н. «клеверного листа», для возведения которого нужно снести цех завода «Большевик ». Но это строительное решение пока обсуждается столичными властями. Кроме того, проект включает разбор и сооружение новой более широкой аварийной эстакады. Генеральный же путепровод будет включать 6 или 8 полос.
Надо сказать, что проект сразу привлек внимание экспертной среды и СМИ. Возникли вопросы к плану реконструкции и выбору подрядчика.
Так, по оценкам экспертов, бюджет строительства можно сократить до 300 млн гривен за счет иного подхода к расширению путепровода, который исключает сноса корпуса завода «Большевик».
«Проведен тендер, выбрана компания, которая будет осуществлять подряд. Финансирование пойдет из бюджета голода Киева. Сама сумма очень большая. Считаю, что она в два раза больше, чем должна была бы быть. Поэтому, думаю, подрядчик будет спешить быстро освоить средства, пока власть не поменялась», — комментирует директор консалтинговой компании William invest expert Виктор Медведь.
На этом фоне примечательным выглядит июльское заявление мэра Виталия Кличко, пообещавшего «за год полностью отремонтировать путепровод, чтобы им можно было пользоваться на полную мощность».
Что касается компании, которая будет выполнять работы, то ее связывают с народным депутатом из группы «Воля народа» и бывшим руководителем государственной корпорацией «Укрбуд» Максимом Микитасем. Об этом стало известно из расследования журналистов программы «Схемы». В частности в программе отмечалось, что конкурс по выбору подрядчика был проведен с нарушениями, включая поделку документов. Так, в нем собирались участвовать четыре фирмы, из которых две не допустили к тендеру. Обе оставшиеся имели отношение к народному депутату. В итоге выиграла компания «Северо-украинский строительный альянс», официальным владельцем которой является бывший помощник Микитася. Надо сказать, что Кличко отрицает связи с Микитасем, однако в августе 2017-го «Схемы» зафиксировали, как депутат вместе с мэром возвращались из Неаполя на чартерном самолете.
Авторам альтернативного проекта реконструкции и неравнодушным гражданам через механизм петиции удалось на время заблокировать процесс, но делу это не помогло. Столичные власти, игнорируя призывы общественности, придерживаются изначального плана по Шулявскому мосту.
В свою очередь Вячеслав Коновалов отмечает, что новый путепровод рискует превратиться в памятник долгостроя из-за будущих споров.
«Городские власти хотят, чтобы возле моста было два подземных паркинга. Для этого хотят снести цех завода «Большевик» и очистить место от магазинов и кафе. В итоге реконструкция Шулявского моста может затянутся из-за отсутствия договоренностей между КГГА, застройщиком и предпринимателями, которые категорически против сноса их бизнеса»,- отметил он.