В Киеве опять заговорили о подорожании проезда в общественном транспорте. Эксперты утверждают, что повышение не имеет обоснования, подозревая сговор властей и перевозчиков.
Почему дорожает проезд
В июле киевлян может ожидать повышение цены проезда в наземном коммунальном транспорте. С 4 до 8 гривен вырастет тариф на проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе, фуникулере, а также маршрутках, входящих в парк КП «Киевпастранс». Такие цифры, по крайней мере, зафиксированы в финансовом плане коммунального предприятия. Согласно подсчетам транспортников, из-за ценовых изменений, доход предприятия увеличится в годовом измерении на 53,7% — до 1,11 млрд гривен.
В КГГА уточнили, что пересмотру стоимости проезда будут предшествовать анализ и публичное обсуждение инициативы. По словам замглавы КГГА Николая Поворозника, решение о подорожании проезда никоим образом не отразится на льготниках: они на прежних условиях будут пользоваться услугами городского транспорта.
Надо сказать, что разговоры о пересмотре тарифа велись еще с прошлого года. Так, среди причин подорожания значатся: повышение минимальной зарплаты, расходы на горюче-смазочные материалы и электроэнергию, амортизационные отчисления, ремонт техники и др.
Начальник коммунальной службы перевозок КГГА Сергей Савтырь, комментируя тему еще зимой, говорил, что «Киевпасстрансу», помимо прочего, необходимо обновлять свой парк.
«На сегодняшний день у нас существует проблема – более полутысячи вакансий не заполнены водителями автобусов. И вместо того, чтобы работать день через три, они вынуждены работать день через два. Мы нуждаемся в качественных водителях. Наша задача – не получать прибыль, наша задача – сделать все, чтобы транспортная инфраструктура продолжала функционировать. И, к большому сожалению, мы вынуждены поднять цену на проезд», — говорит в свою очередь мэр Киева Виталий Кличко.
Также стоит отметить, что не последнюю роль в повышении тарифа играет внедрение е-билета в наземном транспорте, которое столичная власть хочет завершить до августа, однако, как указывают эксперты, есть проблема дефицита валидаторов.
«Внедрение е-билета в столице происходит с опозданием больше чем на год, при этом заявленных 1500 комплектов валидаторов не хватит на все трамваи, автобусы и троллейбусы. По официальным данным, у нас около 500 автобусов. На каждый из них нужно три валидатора. Получаются, что трамваи и троллейбусы останутся без валидаторов? Кроме того, без валидаторов останутся 1500 тысяч маршруток, которые на балансе «Киевпастранса». Все идет к подорожанию проезда в наземном транспорте. Думаю, что цены на проезд все же вырастут летом, когда все разъезжаются и вероятность проведения акций протестов низка»,- отмечает эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
Цепная реакция
А вот депутат Киевсовета Татьяна Мелихова не видит потребности в повышении стоимости проезда.
«На сегодняшний день, когда происходит обнищание населения и повышаются тарифы, нужно думать, как предоставить помощь «Киевпастрансу», чтобы этого (повышения. – Авт.) не происходило», — отметила депутат.
Мелихова также сообщила, что группа депутатов Киевсовета заявляла столичному главе Виталию Кличко о несовременности повышения тарифа, но пока никакой реакции от мэрии не последовало.
На подорожание проезда в коммунальном транспорте обязательно отреагируют частные перевозчики, а это, по состоянию на март, 17 компаний, работающих на рынке маршруток.
«Пойдет цепная реакция, и все остальные перевозчики также станут повышать тарифы. Вопрос только в обоснованности. Например, я не вижу объективных предпосылок для повышения этих тарифов. Разве у нас бензин сильно подорожал? Нет. Да, ожидается, что минимальная зарплата будет вновь повышена, но она не сильно и повлияет на тариф. Попробуйте найти водителя, который будет работать в Киеве за 5 тысяч гривен. То, что запчасти подорожали, — это тоже ерунда», — комментирует Коновалов.
Эксперт уверен, что ожидаемое подорожание — это плод коррупционного сговора перевозчиков и местных властей.
Отметим, что, в Киеве 60% рынка перевозок приходится на маршрутные такси. Частники, на которых столичные власти не могут влиять в финансовых вопросах, уже повысили тарифы. В январе-феврале на 1 гривну (преимущественно до 6-7 гривен) подорожал проезд на 53 маршрутах.
Сегодня столичные маршрутки, чье количество оценивается в 4 тыс. единиц, перевозят от 1,5 млн человек в день. При этом сам рынок маршруток де-факто находится в «тени». Теоретически, при нынешних тарифах он может генерировать в месяц более 250 млн гривен.