Нацбанк констатировал, что рост цен в стране превышает его прогнозы. Но эксперты уверены, что НБУ не контролирует инфляцию и девальвацию. Дескать, падение курса выгодно власти.
Прицел на инфляцию
Уровень инфляции на конец текущего года в Украине будет намного выше, чем считалось ранее. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Национального банка Украины.
Ранее, отметим, регулятор прогнозировал темпы инфляции на уровне 12,2%.
«Недостаточно быстрое снижение инфляции свидетельствует, что к концу 2017 инфляция более существенно отклонится от целевого уровня, чем предполагалось ранее», — говорится в сообщении.
В ноябре инфляция составила 13,6% . А теперь Нацбанк вновь повысил учетную ставку. Как и после ноябрьского решения НБУ, ставка выросла сразу на 1 процентный пункт — до 14,5%, практически вернувшись к уровню конца 2016 года.
Регулятор поясняет такое решение «бюджетными рисками». Дескать, НБУ недоволен темпами роста расходов госбюджета и опасается резкого повышения соцстандартов в следующем году. Там ссылаются на опыт двукратного повышения минимальной зарплаты в начале 2017 года.
Но минимальная заработная плата с 1 января вырастет лишь на 16%, (а не на 100% как вы начале 2017 года), и составит 3723 гривен в месяц, вместо нынешних 3200.
Прожиточный минимум при этом не вырастет сразу. Он уже вырос с 1 декабря на 76 гривен, и установлен в размере 1700 гривен. Таким он и останется еще полгода. Только с 1 июля он вырастет до 1777 грн. Пропорционально изменятся и соцвыплаты, которые привязаны к прожиточному минимуму, а не к минимальной зарплате.
Эксперты отмечают, что в НБУ о планах правительства осведомлены, но Нацбанк попросту не контролирует рост инфляции.
«В НБУ прогнозы по инфляции пересматривали уже несколько раз, так как изначально не угадали с ее ростом, что говорит о непрофессионализме работников Нацбанка. С 2015 года НБУ объявил, что они переходят на инфляционное таргетирование и отказываются от поддержки обменного курса, отпуская его в свободное плаванье. В итоге начался резкий рост цен. Хотя такие действия НБУ противоречат Конституции»,- говорит экономист Виктор Скаршевский.
Напомним, что по статье 99 Конституции, основной функцией НБУ является обеспечение стабильного курса гривны. Однако в НБУ решили иначе. Регулятор выбрал для себя другую цель — ценовую стабильность.
При режиме инфляционного таргетирования Нацбанк публично объявляет желаемый уровень инфляции и использует все доступные инструменты, чтобы его достичь. В 2015 году этот уровень равнялся 20%, в 2016 — 12%, а на 2017 — 8% (+-2%).
Целей достичь не удалось. А госбюджет 2018 года разработан правительством, исходя из прогноза инфляции 9% и роста ВВП в 3%. В законопроект заложили среднегодовой курс гривны 29,3 грн. за долл., и прогноз курса 30,1 гривен за доллар на конец 2018 года.
Для сравнения, бюджет-2017 исполнялся исходя из курса 27,2 грн за доллар. А 19 декабря НБУ установил рекордный в году курс доллара на уровне 27,87 грн. До того самый высокий курс был 17 января — 27,72 грн.
Девальвация выгодна власти
Виктор Скаршевский констатировал: «НБУ начал выдавать желаемое за действительное и в итоге пришлось несколько раз пересмотреть прогноз инфляции. Думаю, что данный экономический показатель от НБУ на 2018 год также не будет правдивым».
Эксперт считает, что в данный момент Нацбанк активно не противостоит девальвационным процессам, потому что они выгодны для наполнения бюджета. Дескать, 40% доходной части зависит от валютного курса – НДС на импорт, пошлина на ввоз, налоги привязаны к евро.
Экономический эксперт Андрей Новак уверен, что падение курса гривны объясняется исключительно искусственной девальвацией, которой, дескать, занимаются правительство и Нацбанк.
«Это однозначно искусственная девальвация, которую провоцирует Национальный банк вместе с правительством. Поскольку уже более полутора лет в Украине нет финансовых причин для девальвации. У нас позитивный сведенный платежный баланс, который составляет на данный момент более полутора миллиарда долларов», — утверждает экономист.
По его словам, с помощью девальвации решается проблема наполнение бюджетов разных уровней путем инфляционного эффекта, который следует за девальвацией. С падением гривны также удовлетворяются аппетиты экспортеров, которые являются и главными финансово-промышленными группами и спонсорами политических партий.
«Именно в их интересах эта девальвация и осуществляется. Поскольку для экспортеров важно, чтобы курс иностранной валюты был максимально высоким Это очень простая дорога и для правительства, но, как мы понимаем, очень сложная для граждан Украины», — объяснил экономист», — сказал экономист Новак.
Экономист Елена Слезко отмечает, что в бюджете на 2018 год заложен средний курс 29,3 гривны за доллар, поэтому девальвация гривны – «намеренное действие со стороны правительства». Кроме того, на курс, по ее мнению, влияет отсутствие транша кредита от Международного валютного фонда.
«Нет транша от МВФ, и неизвестно когда нам его предоставят. В связи с этим курс доллара будет выше 32 гривен. Если ситуация с инфляцией и безработицей ухудшится, то доллар также продолжит расти. Если правительство полностью откажется от сотрудничества с МВФ, то доллар может и превысить отметку 35 гривен»,- считает Слезко.
Однако, ради кредита в 1,9 млрд. долларов. МВФ требует поднять цену на природный газ на внутреннем рынке до уровня импортного паритета, что приведет к подорожанию на 17,6%.
А это в свою очередь ведет к инфляции. Экономист Александр Охрименко полагает, что цену на газ следует снижать. А повышение может разрушить экономику.
«На сегодняшний момент цена на газ для населения является неподъемной. 30 миллиардов долгов ЖКХ, которые уже есть, вырастут во много раз. В бюджете и так не хватает денег на субсидии, продолжится обнищание население», — констатирует он.