На первом заседании нового Кабмина была принята и программа его действий. Программа, которая должна была пестреть от цифр и экономических расчетов, потому как именно этого и не хватало всем предыдущим программам, где было полно слов но мало смысла.
Очень хорошо в программе описана текущая ситуация с ее проблемами и незадачами. Четко. Понятно. В цифрах. Неясно одно, зачем вместо госдолга использовали объем всей внешней задолженности, большую часть из которой составляют долги банков и финансово-промышленных групп, но это мелочи.
В программе есть цели и задачи в количестве 23 штук. В механизмах их реализации прописана необходимость подготовки и принятия 35 законов и кодексов. Из которых только 8 касаются непосредственно экономики. В частности:
1. «Кодекс экономического роста» (новая редакция Налогового кодекса)
2. Изменения в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования добровольного медицинского страхования)
3. ЗУ «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины (с учетом обновленного макроэкономического прогноза развития Украины в 2014 г.)»
4. ЗУ «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий)»
5. Изменения в законодательство, которые усовершенствуют правовую базу демонополизации экономики, антимонопольного контроля и регулирования, защиты конкуренции
6. ЗУ «О порядке поставки природного газа населению Украины»
7. ЗУ «О государственном регулировании в сфере энергетики. Об эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов»
8. ЗУ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно государственного контроля в сфере предоставления налоговых льгот и стимулов и децентрализации)»
При этом, на каких принципах будут основаны данные нормативно-правовые акты – непонятно. Зачем принимать новый налоговый кодекс и тут же вносить в него поправки – неясно. Что стоит за разделением госрегулирования в области энергетики на «газ для населения» и все остальное и как это согласуется с принципом «введение прозрачных и единых правил для всех субъектов экономической деятельности», который также закреплен в программе – и вовсе сложно пояснить.
В общем и целом, это программа на весьма долгосрочную перспективу. Она никак не похожа на программу временного правительства. С одной стороны, это очень хорошо. Подобное может свидетельствовать об отсутствии у премьера президентских амбиций и желании действительно менять ситуацию постепенно и последовательно. Но с другой стороны, на медленные и незначительные, но постоянные изменения сейчас нет времени. Кабмин должен был представить программу стабилизации ситуации и первых шагов по выходу из кризиса. Именно этого и нет. В документе нет ни единой цифры, которая бы стала целью реформ. И при этом нет не только значений показателей эффективности исполнения программных положений, но даже намека на таковые. Нет целей и задач, разделенных по приоритетности, времени проведения, срокам исполнения и, главное, ответственных за реализацию. Складывается впечатление, что они все вроде как равнозначны и над всеми Кабмин будет работать исключительно сообща. Интересно, а зачем тогда нужны министерства?
И все же, это не программа действий Кабмина. Это декларация о намерениях и пожеланиях. И как декларация, она весьма неплоха. Но сейчас нужна программа. И если она не появится в ближайшем будущем, то это правительство будет очень временным и просто не успеет реализовать те добрые и правильные намерения, которые задекларированы в тексте принятого 27 февраля документа.