Генпрокурор уволил своего заместителя после служебного расследования по неизвестному обвинению. Эксперты сходятся во мнении, что Виктор Шокин пожертвовал крупной фигурой ради имиджа ГПУ. Ведь сын его заместителя Алексея Баганца был замешан в скандале с обвинениями в «крышевании» игорного бизнеса. Но по закону отец не должен нести ответственности…
Неожиданная версия
Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин уволил своего заместителя Алексея Баганца и начальника Главного следственного управления ГПУ Игоря Щербину.
«Сорок дней прошло с момента резонансного заявления главы СБУ Наливайченко о причастности путинского помощника Суркова и снайперов ФСБ к расстрелам на Майдане. Это заявление повторил и президент Порошенко. Затем заместитель генпрокурора Баганец все это опроверг, заявив, что никаких доказательств подобного рода следствие прокуратуры не нашло. В то же время Баганец публично обратился к Наливайченко с просьбой предоставить Генпрокуратуре имеющиеся на него доказательства участия Суркова и ФСБ в расстрелах. Что дальше? Ничего?», — написал в Facebook политик Анатолий Гриценко.
Напомним, 19 февраля Валентин Наливайченко обвинил помощника президента России Владислава Суркова в руководстве снайперскими группами иностранцев на Майдане. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич назвал заявление «бредом, достойным психиатрической лечебницы».
«Никаких новых сообщений о выдвижении подозрения Суркову или о его допросе — не было, — отметил Анатолий Гриценко. — После внутренних скандалов Баганца из ГПУ уже освободили, начальника Главного следственного управления тоже».
Шокин пожертвовал фигурой
Эксперты не разделяют конспирологическую версию увольнения.
«Шокин продемонстрировал, что следует намеченному курсу очищения рядов ГПУ. Для этого он пожертвовал крупной фигурой. Такой гамбит позволяет продемонстрировать, что в прокуратуре борются с коррупцией. Без санкции Президента Порошенко тут не обошлось. Ведь уволенный Баганец ранее был адвокатом Юрия Луценко, который теперь возглавляет парламентскую фракцию Блока Петра Порошенко», — сказал в комментарии ГолосUA руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
А директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что Алексей Баганец и Игорь Щербина не способствовали созданию положительного имиджа ведомства.
«Если вокруг тех людей, которых сейчас уволили, было очень много новостей, которые, мягко говоря, не усиливали доверие к прокуратуре, то, безусловно, этот вопрос нужно было решать. Время покажет, как генпрокурор сможет справиться с теми задачами, которые перед ним стоят. Но делать это следует с той командой, которая, как он считает, может ему помочь», — сказал Бала в комментарии ГолосUA.
Чем прославился Баганец
В июне прошлого года Алексею Баганцу прочили должность Генерального прокурора. Тогда в прессе припомнили его роль в «деле Гонгадзе». В 2000-2002 гг. Баганец был заместителем Генерального прокурора Потебенько. Якобы он был противником экспертизы пленок Николая Мельниченко. Писали, что замгенпрокурора не счел нужным признать мать и жену Георгия Гонгадзе потерпевшей стороной и допустить их к материалам уголовного дела, а также результатам скандальной экспертизы "таращанского тела".
В 2002-2005 гг Баганец работал прокурором Волынской области. С 2005 по 2007 год Баганец руководил прокуратурой Донецкой области. С 2007 по 2010 год занимал должность прокурора Львовской области. Уволился в июле 2010 года по собственному желанию без объяснения причин.
Тогда Алексей Баганец занялся адвокатской практикой. Он стал защитником экс министра внутренних дел Юрия Луценко, о котором в 2005 году говорил: «Для меня Луценко не министр и даже не юрист, а инженер-электронщик».
Отец в ответе за сына?
После возвращения Алексея Баганца в Генпрокуратуру, его младший сын Виталий перешел с поста замначальника отдела общего надзора прокуратуры Киева на должность начальника управления надзора за соблюдением законов в уголовном производстве прокуратуры столицы. А старший сын Баганца — Александр, занимавший пост заместителя начальника следственного отдела прокуратуры столицы, стал прокурором Оболонского района Киева. В СМИ появилась информация о том, что Баганец якобы подарил младшему сыну Виталию элитную квартиру на бульваре Леси Украинки.
Затем – разразился скандал. Прокурор Киева Сергей Юлдашев выступил с обвинениями в адрес Виталия Баганца.
«У меня есть информация о фактах крышевания младшим сыном Баганца, который работает в прокуратуре Киевской области, игорного бизнеса. Есть задокументированные объяснения районных прокуратур, которым приходили команды от сына Баганца. В ГПУ всё это замяли. Кстати, старший сын Баганца работает прокурором Оболонского района, жена другого сына – в прокуратуре Голосеевского района», — заявил он.
Прокурорские войны
Алексей Баганец заступился за сына.
«Эти факты о моем сыне он приводит постоянно, начиная с февраля, когда я в ГПУ выступил с критикой прокуратуры Киева по поводу малорезультативного расследования преступлений против активистов Майдана. Факты, о которых говорит Юлдашев, проверялись ГПУ и не подтвердились», — заявил замгенпрокурора.
Генеральная прокуратура открыла уголовное производство против прокурора Киева Сергея Юлдашева. Причем, решение об открытии производства было, якобы, принято во время отсутствия в Украине генпрокурора. А прокуратура Киева начала уголовное производство в отношении бывшего начальника управления прокуратуры столицы Виталия Баганца по факту совершения им особо тяжкого преступления.
24 марта стало известно, что прокурор столицы Юлдашев уволен с должности по люстрации. А 25 марта Генпрокурор Виктор Шокин отстранил от работы своего заместителя Алексея Баганца на время расследования. Однако, в чем обвиняют Баганца –старшего, в ГПУ не сообщили.
Эксперты полагают, что в Генпрокуратуре решили не выносить сор из избы.
«Конфликт вышел за рамки внутреннего конфликта прокуратуры и приобрел политическое звучание. Чтобы поддержать честь мундира генпрокурор решил отстраниться от обеих сторон. Сначала избавился от Юлдашева, затем- от Баганца. Теперь актуален вопрос, кто придет на место Баганца. Важно, чтобы Виктор Шокин стал генпрокурором Украины, а не генпрокурором Порошенко», — сказал Андрей Золотарев.
А Виталий Бала считает, что для реформирования прокуратуры в Украине генпрокурору следует набрать в свою команду новых сотрудников, которые смогут решать поставленные задачи.
«Для того, чтобы реформировать прокуратуру, нужно как минимум набрать людей, которые смогут это делать. Самое главное в этой ситуации — вернуть доверие к прокуратуре», — сказал политолог в комментарии Голос UA.