Накануне в ходе своего внеочередного заседания в Брюсселе руководство Европейского Союза фактически признало, что в настоящее время ЕС не располагает ни юридическими, ни финансовыми средствами для оснащения вооруженных сил Украины новейшими образцами летального оружия. Помимо прочего, по словам чиновников, отправка в нашу страну танков, БТРов, систем залпового огня и гранатометов лишь усугубит и без того тяжелейшую обстановку в Донецкой и Луганской областях. Дескать, в тот момент, когда минские договоренности только начали приносить свои плоды, любые военные поставки Киеву могут быть расценены как очередная провокация, и все усилия по возобновлению мира в мятежном регионе будут сведены на «нет». Такая позиция больно ударила по самолюбию действующей украинской власти.
Заявление советника главы МВД, депутата ВР Антона Геращенко прозвучало довольно резко и безапелляционно. По мнению чиновника, Европа ввела некое негласное эмбарго на снабжение нашей страны оружием – якобы вот уже десять крупнейших и влиятельнейших государств ЕС наотрез отказались от «выгодных контрактов» с Киевом в военной сфере. А если к этому добавить нежелание Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и США вооружать ВСУ, картина вообще складывается «малопривлекательная». Это мнение разделили руководители, если так можно выразиться, «профильных ведомств», непосредственно занимающихся проблемами вооружения украинской армии – Минобороны и МИД. Их руководители Степан Полторак и Павел Климкин практически в унисон настаивают на необходимости продолжения многосторонних переговоров в этой сфере и выражают надежду на то, что рано или поздно иностранные партеры свое мнение поменяют.
А вот это как раз маловероятно. По словам министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, масштабные оборонные поставки Украине приведут к эскалации конфликта на Донбассе.
«Мы не имеем морального права «дразнить» какую-либо из противоборствующих сторон, — сказал, в частности, он. – Задача цивилизованного сообщества решить проблему украинского юго-востока мирным путем, и говорить об иностранном оружии здесь бессмысленно».
Штайнмайера поддержал президент Франции Франсуа Олланд, подчеркнувший, что Париж «не готов» делиться с Киевом своими самолетами и танками. «Это поставит под сомнение все те мирные договоренности, которые были достигнуты в Минске несколько месяцев назад. На данный момент этого допустить нельзя», — заявил глава французского государства. И далее – в том же духе. Один за другим в течение минувшей недели в поддержке «летальным оружием» ВСУ отказали Испания, Италия, Португалия, Нидерланды, Бельгия, Греция, Норвегия и Кипр. Позиция Великобритании по данному вопросу несколько осторожнее: Лондон признает необходимость реформирования и модернизации украинских вооруженных сил, однако ограничивается возможностью отправки в Украину своих военных советников и инструкторов.
«К сожалению, это пока все, что мы можем сделать для своих украинских партнеров», — отметил премьер-министр Великобритании Девид Кэмерон, явно намекая на то, что основные «оружейные вопросы» в стране решает все-таки парламент, большинство членов которого также не желают упомянутой эскалации напряженности в мятежном украинском регионе. Своеобразное троеточие в этой истории поставила Чехия, которая ранее поставляла ВСУ капсюли для пистолетных патронов. В Праге заявили, что разрывают контракт, поскольку также не желают роста напряженности на Донбассе.
«Таким образом, Украина оказалась в довольно щекотливой ситуации, — сказал в комментарии ГолосUA британский военный эксперт Корнуэлл Кларк. – Ни сенатор Маккейн, обещавший приложить все усилия для отправки в зону АТО средств Пентагона, ни король Саудовской Аравии Фейсал, намекавший на крупный контракт Киеву помочь на данном этапе не могут. Украинским властям остается лишь надеяться на саммит Совета Безопасности ООН, где в «рекомендательной форме» может быть принято решение о соответствующей помощи. Но это весьма туманная и далекая перспектива».
Как бы там ни было, Украина надежды не теряет. В ходе своего визита в Японию глава украинского МИД подчеркнул, что Киев по-прежнему рассчитывает на военные контакты с «цивилизованным миром». Ибо реализация Минских соглашений в любой момент может быть поставлена под угрозу.