Наметившийся внутриполитический кризис развивается на фоне охлаждения внешнеполитических связей в западном направлении. Эксперты ставят под вопрос дальнейшее существование правящей коалиции внутри страны, констатируют ссору с партнерами за рубежом, подозревают, что МВФ останавливает сотрудничество…
«Острая фаза»
Министр внутренних дел Арсен Аваков утверждает, что никакого конфликта из-за палаток под Верховной Радой у него с Президентом не возникало. Дескать, были лишь обсуждения.
Но Арсен Аваков утверждает, что имеет свою точку зрения по ряду вопросов и его мнение может вызывать у Президента и других чиновников желание подискутировать. Но все происходит «в рамках нормальной рабочей дискуссии».
Ранее СМИ сообщили о скандале, якобы имевшем место между Главой государства и министром. Писали, что Президент обвинил Авакова, что это тот позволил появиться палаточному городку. А тот выдвинул свои аргументы, мол, выбирая между дракой на улице и «полупустыми палатками», он выбрал последнее.
Политтехнолог Михаил Подоляк констатирует: «Несомненно, у нас уже начался очередной системный кризис. Вернее, его острая фаза».
Напомним, 17 октября началась акция протеста, участники которой требуют перехода на пропорциональную избирательную систему с открытыми региональными списками, создания Антикоррупционного суда и ограничения депутатской неприкосновенности.
22 октября у здания парламента проходило вече по инициативе бывшего президента Грузии и лидера партии «Рух новых сил» Михаила Саакашвили. Митинг прошел под лозунгом «Украина после Порошенко». Среди требований фигурировал закон об импичменте Президента.
Михаил Подоляк считает, что длительность нынешнего кризиса зависит от того, «насколько адекватными окажутся инициативы с обеих сторон».
Отметим, что выполнение требований протестующих зависит от голосований в Верховной Раде. А та ближайшие две недели заседать в пленарном режиме не будет. Депутаты вернутся в сессионный зал 7 ноября.
Эксперты отмечают, что существование правящей коалиции , которая юридически состоит из фракций «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» под вопросом. «И так осталось меньше 219 человек, хотя требуется 226», — говорил ранее руководитель Аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Он прогнозировал, что коалиция «еще может продержаться, если удастся найти компромиссную политическую конструкцию». Как известно, Верховной Раде необходимо назначить трех министров (здравоохранения, агрополитики, информполитики), членов ЦИК, Счетной палаты, омбудсмена и главу НБУ. Анонсировались и кадровые ротации в правительстве. Но затем начались протесты.
За месяц до протестов Михаил Подоляк писал, что «Народный фронт», дескать, пошел в атаку на партнеров, чтобы улучшить свои позиции. Например, там инициируют конституционную реформу, уменьшающую роль Президента.
«НФ показал очень острые зубы. И теперь надо либо обнулять парламент и НФ через досрочные выборы, но тогда АБ (Аваков. — Авт.) готов вторично показать зубы на улицах. Либо отдавать им почти две трети в «теневых», и если не через конституционную реформу, то номинально превращаться в свадебного Президента-генерала», — писал политтехнолог.
Внешнеполитический кризис — «начало конца»?
Наметившийся внутриполитический кризис развивается на фоне охлаждения внешнеполитических связей на западном направлении.
«В 2014 году его (Петра Порошенко. — Авт.) воспринимали как лидера страны, борющегося за европейские ценности. … Сейчас все прямо противоположно», – заявил в СМИ политолог-международник Олег Волошин.
Он указал на то, что впервые национальные делегации ряда стран выступили против политики украинских властей в Парламентской Ассамблее Совета Европы.
Напомним, 11 октября, после выступления в ПАСЕ Президента Порошенко, Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила резолюцию, которая предусматривает снятие санкций с РФ и возвращение российской делегации в Ассамблею.
На следующий день, 12 октября, в ПАСЕ обсудили принятый в Украине закон об образовании, которым расширяется применение украинского языка в школах.
Ассамблея обратилась к Украине с рекомендацией учесть все без исключения замечания Венецианской комиссии и внести соответствующие изменения в закон об образовании. Кроме того, у ПАСЕ возник ряд юридических вопросов к закону. В частности, возникли опасения, что он ведет к дискриминации национальных меньшинств.
Активнее других с критикой украинского закона выступила Венгрия. Там обещали блокирование дальнейшей интеграции Украины в Европейский Союз. 19 октября состоялась встреча министра человеческих ресурсов Венгрии Золтана Балога с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным и министром образования и науки Лилией Гриневич.
По результатам встречи официальная позиция Венгрии не изменилась. Посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень сообщил: «Предыдущее заявление остается в силе».
Олег Волошин констатирует: «Оказалось, что у нас нет монолита союзников на западном направлении. И мы рискуем погрузиться в такую пучину кризиса с Венгрией, который будет напоминать кризис отношений с РФ. Что может привести не только к концу нынешней власти, но и существования украинского государства в его нынешнем формате».
Неутешительны прогнозы и на поддержку украинских властей со стороны Соединенных Штатов. Министр финансов Александр Данилюк, вернувшись из недельной поездки в США для переговоров с МВФ, рассказал, что предметом обсуждения стала цена на газ.
Но председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак утверждает, что Международный валютный фонд не может требовать повышения тарифов. Дескать, МВФ не будет опускаться до такого уровня. А рассказы о тарифах – «неправда».
«Очевидно, МВФ, по экономическим или политическим причинам, приостанавливает сотрудничество с Президентом и украинским правительством. Это очень серьезный сигнал, что до апреля как минимум не будут продолжаться переговоры с МВФ», — заявил экономист.
Напомним, в 2017 году Украина должна была получить три транша – в мае, августе и ноябре. 1,9 млрд долларов и дважды по 1,28 млрд долларов соответственно. Но в апреле дали лишь прошлогодний миллиард.
Тем временем, золотовалютные резервы Украины составляют 18,6 млрд долларов. Объем чистых валютных резервов НБУ всего 5 млрд долларов. Остальное – деньги МВФ.
В этом году следует погасить долговых обязательств на сумму 2,7 млрд долларов. В следующем году сумма выплат по обслуживанию внешнего долга составит 4,1 млрд, в 2019-м – 6,1 млрд долларов, а в 2020-м — еще 7,5 млрд. А по данным Госстата, отрицательное сальдо торгового баланса Украины за первое полугодие составило около 3,5 млрд долларов.