Димитрий Бабич
06:00 27/07/2017

Протесты на грани революции: реализует ли Польша украинский сценарий?

Более ста тысяч поляков вот уже несколько дней проводят акции на улицах и площадях крупных городов страны, требуя отменить принятую местным Сенатом судебную реформу. Более чем скандальный документ предусматривает целый ряд изменений в системе юстиции. Так, согласно основным положениям законопроекта, глава Минюста имеет право самостоятельно назначать представителей апелляционных и окружных судов, а депутаты смогут по собственному усмотрению выбирать членов Национального судебного совета. Большинство жителей Польши расценили это как прямую угрозу демократии. Варшава, Гданьск, Краков и Познань оказалась в центре многотысячных митингов и демонстраций. По мнению аналитиков, если правительство не пойдет «на попятную», в стране назреет революционная ситуация, похожая на киевский Майдан «разлива» 2013-го года.

А на попятную правительство, похоже, идти не собирается. Как заявила накануне польский премьер Беата Шидло, власти и далее будут придерживаться своего масштабного плана пресловутой реформы. «Я хочу сказать главное: нынешняя судебная система функционирует из рук вон плохо, — подчеркнула, в частности, она. – Отказываться от своих планов официальная Варшава не собирается». Ситуацию не сгладило даже то немаловажное обстоятельство, что на упомянутый документ свое вето наложил польский президент Анджей Дуда. Дескать, он не был знаком с его основными параграфами, и теперь требует их доработки. Но все дело заключается в том, что вето распространяется лишь на несколько пунктов законопроекта, принципиально его суть не меняющих.

Возможно, именно поэтому лидеры протестных акций призвали своих единомышленников не только не расходиться, но и увеличить количество протестующих. В частности, экс-президент страны Лех Валенса заявил, что судебная реформа лишь укрепит позиции крайне непопулярной в народе правящей власти. «Мы должны доказать, что не будем мириться с беспределом двурушников, которые попирают демократические ценности!» — сказал он.

И добавил, что, если это будет необходимо, народ отстоит свои интересы «в революционном режиме». Несмотря на то, что Валенса, по всей видимости, имел в виду режим «мягкой революции» эпохи движения «Солидарность», поговаривают, что в ряде регионов на площадях уже появляются грузовики с автомобильными покрышками в кузовах.

«Я бы не стал говорить, что Польшу ждут события, похожие на события украинского Майдана, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский аналитик Кнут Берг. – Наверняка дело до боев на улицах не дойдет: местным властям рано или поздно придется смириться с тем, что оппозиция в состоянии организовать акции гражданского неповиновения. Вероятно, кабинету Шидло придется согласиться на переговоры с оппозиционерами. Для Варшавы это был бы оптимальный сценарий».

Пойти на переговоры с оппозицией польское правительство в определенной степени может заставить Европейский Союз. Как стало известно на днях, Еврокомиссия уже рассматривает вопрос о введении против Варшавы политических санкций. В частности, глава ЕК Жан-Клод Юнкер назвал решение польского Сената «ударом по демократии». Кстати, идею соответствующих санкций уже поддержали Бельгия, Германия и Франция. Предполагается, что в ближайшее время это намерение ЕК разделят еще несколько государств Евросоюза. Каковыми именно будут подобные санкции, пока не сообщается, однако нет никаких сомнений в том, что они нанесут существенный удар по международному имиджу Польши.

В этой связи Дуда с какой-то растерянностью пообещал западным коллегам, что будет внимательно разбираться в сложившейся ситуации и не допустит массовых волнений. Иными словами, предложит законодателям либо внести существенные коррективы в судебную реформу (фактически – уже предложил), или использует все свое влияние, дабы ветировать документ в целом.

Но вот ведь в чем дело: на достигнутом оппозиция останавливаться не намерена. Как ожидается, в ближайшее время протестующие выдвинут властям новые требования, указывая Варшаве на несовершенство местного законодательства. В случае их невыполнения акции «несогласных» продолжатся. Впрочем, отнюдь не по украинскому сценарию. 

Читайте также по теме