Ученые требуют от Верховной Рады и Кабмина выполнения нормы закона о финансировании науки в размере 1,7 % ВВП, добавить в бюджет-2019 года расходы на заработную плату. Эксперты констатируют, что власть в развитии науки не заинтересована.
«Олигархам образованный народ не нужен»
В Киеве прошел марш протеста членов Национальной Академии Наук Украины. Участвовало около 400 человек. Улицу Грушевского перекрыли от Шелковичной до Липской. Научные деятели пришли под стены Верховной Рады скандируя: «Украина без науки — Украина без будущего». Они требовали у парламента и Кабмина выполнить нормы закона о финансировании НАНУ и также добавить в бюджет-2019 года расходы на заработную плату, чтобы Национальная Академия работала в режиме полной занятости.
К ученым никто не вышел. Политолог Руслан Бортник констатировал, что научные сотрудники не представляют большого электората, поэтому их мнение политиков и чиновников не волнует.
«Понимаю ученных, там сейчас даже доктора наук работают на 0,25%-0,33% ставки. Но очень маловероятно, что в бюджет внесут какие-то правки, которые в результате приведут к повышению зарплат ученым. В них сегодняшняя власть не заинтересована», — сказал он.
По словам митингующих, власти систематически игнорируют норму Закона Украины «О науке и научно-технической политике», который предусматривает финансирование науки в размере не менее 1,7 % ВВП Украины в год. На сегодняшний день оно составляет лишь 0,2 %.
Отметим, что ведущие страны мира, такие как США или Германия тратят 4% ВВП на финансирование фундаментальных наук. В Украине целевой показатель государственных затрат на исследование и разработки, определенный новым Законом о научной и научно-технической деятельности, составляет 1,7 % ВВП. Реальное же финансирование гораздо меньше.
Лидер левого движения Украины Петр Симоненко констатирует: «Олигархам образованный народ не нужен. Господствующему национал-олигархическому режиму нужны немые рабы».
Как известно, расходы на одного украинского ученого в целом в 18 раз ниже, чем в Бразилии, в 34 раза ниже, чем в Южной Корее, в 70 раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем в России.
В среднем ежегодные расходы на одного ученого в среднем в мире составляют 190 400 долларов, в ЕС эта сумма достигает 163 400 долларов, в Африке — 106 100 долларов. Считается, что в Украине на одного ученого расходуется 9300 долларов в год. Но речь идет о финансировании науки в целом в пересчете на одного ученого, а не о зарплатах научных работников. В Украине зарплаты весьма невелики.
В январе ученые уже выходили на протесты. Тогда ученые пикетировали президиум Национальной академии наук, провели пикет у Верховной рады требуя, чтобы им начали выплачивать зарплаты в полном объеме.
Ученые хотели, чтобы на зарплаты были направлены заложенные в бюджет дополнительные средства в сумме 354,8 млн грн, по статье «Фундаментальные исследования».
Председатель профсоюзной организации Института археографии и источниковедения им. М. Грушевского НАНУ Татьяна Котенко тогда заявляла: «У нас зарплаты от двух тысяч гривен с копейками, а доктор-профессор получает 4 700 грн. У нас уже 4 года такие зарплаты».
В НАН сообщали, что из 177 научных учреждений НАН Украины в режиме неполной занятости работает 125 учреждений со средним коэффициентом занятости 0,79, а именно 9,58 месяцев в году.
Это при том, что финансирование украинской науки в 2018 году было увеличено до 6,1 млрд гривен. с 4,7 млрд грн в 2017 году (более чем на 30%).
В 2018-м в госбюджете существенно возросло финансирование Национальной академии наук Украины – более 38%, средства на университетскую науку увеличились на 12,3%. Но падение прежних двух лет компенсировать не удается.
«Должны более активно сотрудничать со спецслужбами»
«Академия работает в режиме неполного рабочего дня, не хватает заработной платы. Сокращение кадрового состава за 3 года составило 26%. В равнении с 1991 годом, общая численность сотрудников НАНУ уменьшилась с 90 до 30 тысяч. Талантливая молодежь либо переходит в другие сферы деятельности, либо уезжает за границу, где есть возможности реализовать себя», — цитируют СМИ председателя профсоюза работников НАН Анатолия Широкова.
Следует отметить, что проект государственного бюджета составлен таким образом, что расходы на оборону и правопорядок вырастут на 31,5 млрд грн (на 27%) до 209,5 млрд грн (5% ВВП). Более 82 млрд грн (на 24,4% больше, чем в 2018 году) направлено на статью «общественная безопасность» — то есть на полицию и другие структуры.
Обеспечение деятельности силовиков вырастет на 14,9 млрд грн. Наибольшими темпами повышаются расходы на аппарат МВД и полицию (на 30,6% или на 9,67 млрд грн), Управление госохраны (на 20,4% или на 0,21 млрд грн), Госпогранслужбу (на 15,6% или на 1,46 млрд грн), СБУ (на 15,5% или на 1,26 млрд грн). Затраты на силовиков в проекте госбюджета (80,07 млрд грн) на 12,7% превышают объемы образовательной субвенции.
На обеспечение деятельности прокуратуры и судов выделяется 23,6 млрд грн. Расходы только на прокуратуру составят почти 7,2 млрд грн – это в полтора раза выше, чем бюджет Национальной академии наук (4,7 млрд грн). СМИ отмечают, что еще пять лет назад, в 2013 году, расходы на Генпрокуратуру и НАН были одинаковыми.
Национальный совет Украины по вопросам развития науки и технологий (который действует с 2017 года, как орган исполнительной власти) получит 500 тысяч грнивен в год. Из этой суммы 442 тысячи пойдет на командировки. Национальный фонд исследований (этот фонд определен как главный распорядитель бюджетных средств) получит 262 миллиона.
Любопытно, что экс-министр экономики Богдан Данилишин, который сегодня является главой Совета НБУ и академиком НАН Украины в своей статье для влиятельного еженедельника ZN.UA заявил: «Наши профильные научные учреждения должны более активно сотрудничать с армией и спецслужбами».
Он считает, что государство должно финансировать небольшие коллективы ученых в из 10–20 человек. «Логично, что финансирование его деятельности должно осуществляться за счет государства, тем более что и затраты будут весьма умеренными. В свою очередь, бизнес, осознав перспективы полученных разработок, возьмет на себя бремя инвестиций», — рассудил Данилишин.
Пока этого не происходит. Татьяна Котенко говорит, что книги издаются на гранты (например, Польши, Канады) «Нам никто за это не платит, мы получаем только 0,5% от зарплаты», — говорит она.
По ее словам, ученые сначала соглашались не получать зарплату за один день в неделю, потом за два, потом за три, четыре. «Потом мы отказались писать такие заявления. Вскоре директор начал издавать приказы о неполной рабочей неделе. И вот уже 4 года мы в таком подвешенном состоянии, что только частичную зарплату получаем», — поведала она.
Но остаются не все, в 2015 году из Академии ушло 2830 человек, в 2016 году – более 3 тысяч. Анатолий Широков заявлял в СМИ: «Около 17% сотрудников ушло из Академии наук за 2015-2016 годы, в то время как тенденция в мире, по данным ЮНЕСКО, наоборот: свидетельствует об увеличении числа ученых. За последние пять-шесть лет количество людей, которые работают в науке, увеличилось на 20%».