Димитрий Бабич
06:00 30/08/2018

Протесты в Кишиневе: «революция достоинства» или попытка государственного переворота?

Вот уже несколько дней молдовскую столицу лихорадит. Десятки тысяч людей, разделенных по политическим взглядам на три лагеря, заняли центральные площади Кишинева, и, организовав бессрочные акции протеста, парализовали жизнь города.

Первые требуют немедленного признания результатов муниципальных выборов, на которых победил правый оппозиционер Адриан Нэстасе, вторые настаивают на пересчете голосов, а третьи призывают к свержению действующей власти. Дело доходит до прямых уличных столкновений, причем, полиция, поначалу успешно подавлявшая уличные бунты, теперь вынуждена признать свое бессилие. На этом фоне президент РМЮ имеющий номинальные полномочия, готов рассмотреть возможность прекращения беспорядков силами армии. По мнению ряда аналитиков, ситуация в Кишиневе будет развиваться по «лекалам» киевского «Евромайдана».

Казалось бы, Адриан Нэстасе оказался в нужное для него время в нужном месте. Согласно итогам всеобщего голосования 3 июня нынешнего года, свое желание видеть лидера правой партии «Платформа Достоинство и Правда» примаром (мэром) Кишинева выразили более половины представителей местного электората. Свою популярность Нэстасе завоевал на волне так называемых «унионистских настроений» — желании части молдован присоединить Молдову к Румынии. Их апологеты до недавнего времени регулярно проводили свои марши и манифестации, суть которых сводилась к лозунгам: «Молдова – это Румыния» и «Мы войдем в ЕС под флагом Великой Румынии». Господину Адриану оставалось лишь обещать народу воссоединение с «братским народом» (Румынией, — Ред.) и прочие блага европейского образа жизни. Поговаривают, после избрания на пост кишиневского градоначальника, Нэстасе, подобно своим западным коллегам – мэрам столичных городов, планировал баллотироваться на пост президента. Сначала – президента Молдовы.  

Но в эти поистине наполеоновские планы вмешалось одно обстоятельство. В ходе длительного расследования деталей мэрских Высшая судебная палата (ВСП) Молдовы аннулировала их результаты. И аннулировала на законных основаниях: в «день тишины», когда любая политическая реклама в столице была запрещена, в Кишиневе прошли концерты и даже народные гуляния, спонсируемые «Платформой ДП». Помимо прочего, стало известно, что в ходе голосования зафиксированы массовые случаи фальсификации.

Информация о решении ВСП произвела в Кишиневе эффект разорвавшейся бомбы. А после того, как 25 августа Апелляционная палата отвергла соответствующую жалобу Нэстасе сотоварищи, центр молдовской столицы погрузился в хаос. Сначала сторонники ПДП выставили палатки на кишиневской площади Великого национального собрания (аналог Майдана Независимости в Киеве, — Ред.). Манифестанты в ультимативной форме потребовали отставки «коррупционного и преступного правительства Павла Филипа» и пригрозили вооруженным взятием парламента. Откуда у них оружие, «несогласные» не объяснили. В общую картину органично влились силы, которые в данном контексте можно условно назвать «местный Антимайдан». На площадь вышли сторонники партии «ШОР» («Равноправие») – так называемые «умеренные демократы», поддерживающие олигарха Илана Шора, в свое время осужденного в Молдове за растрату государственных средств. Активисты «ШОР» обвинили команду Нэстасе в предательстве национальных интересов и, в свою очередь, потребовали перевыборов в мэрию Кишинева. Дескать, в противном случае, над зданием парламента будет водружен именно флаг «Равноправия». Еще одной силой, попытавшейся противостоять ПДП, стали, как ни странно, бывшие соратники Нэстасе – местные демократы. Глава демократической партии Молдовы Виктор Плахотнюк, считающий одним из самых влиятельных людей в стране, когда-то заявил, что с ПДМ «нормальным людям не по пути». Итог – сотни сторонников Плахотнюка на кишиневских улицах.

Согласно официальной информации, только за два последних дня в ходе столкновений в центре Кишинева были ранены не менее двух сотен человек, сожжены десятки автомобилей, разбиты витрины многих магазинов. Сообщается, что на центральную площадь, а также прилегающие к ней улицы столицы свозятся автомобильные покрышки. «Здесь что-то явно есть от событий в Киеве в 2013-м – 2014-м годах, — сказала в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Налицо попытка прозападной оппозиции добиться своих требований и непонятная реакция со стороны официальной власти. Разница лишь в том, что в самом «демократическом блоке» назрел раскол, который в Молдове проявился сразу же во время протестных выступлений. И, наконец, в отличие от киевских событий того времени, сегодня в Молдове Запад никак не может повлиять на сложившуюся ситуацию, поскольку не может определиться с преференциями. Иными словами, не знает, на кого именно делать ставку».

Как бы там ни было, а президент Молдовы Игорь Додон отреагировал на массовые протесты в Кишиневе следующим заявлением: «То, что сейчас происходит на площади Великого национального собрания – это позор для демократии. Хаос с улиц может перелиться в государственные учреждения и даже дома. Я этого не допущу». Каким образом глава государства будет действовать в обозримом будущем, пока непонятно, учитывая, что сразу несколько армейских подразделений отказались участвовать в возможном разгоне митингов и демонстраций.

«Нам остается только быть сторонними наблюдателями этих событий, и только по их завершению определить, что же происходит в Молдове – очередная «революция достоинства» или попытка государственного переворота», — констатировал американский обозреватель Джереми Питтерс в комментарии корреспонденту ГолосUA.

По сути, аналитик прав.

Читайте также по теме