07:00 26/08/2014

Провал по всем направлениям

День независимости в этом году Украина встречает в ужасном состоянии. Экономическое положение страны по всем показателям сейчас гораздо хуже,чем всего год назад, когда мы отмечали 22-ю годовщину образования нашей страны, а по некоторым показателям оно и вовсе катастрофичное. Лишь небольшую часть можно объяснить объективными факторами, такими как слабость мировой экономики или агрессия России. Все остальное — результат непрофессиональных, а то и откровенно вредительских действий нынешней украинской власти. Благодаря их бездарной работе Украина с каждым месяцем все быстрее скатывается в пропасть. Достаточно сравнить результаты работы правительства Арсения Яценюка с итогами работы финансово-экономического блока Кабмина, которым в прошлом году руководил Сергей Арбузов.

Падение ВВП ускоряется

Согласно данным Госстата, в I полугодии прошлого года экономика Украины сократилась на 1,3%. Однако в I полугодии реальный ВВП, то есть с учетом инфляции, упал уже на 3%. Таким образом, темпы падения выросли в 2,3 раза. Номинальный ВВП, то есть без учета все нарастающей инфляции, обрушился еще сильнее. Причем ускорение падения произошло во II квартале: по сравнению со II кварталом прошлого года украинская экономика стала меньше на 4,7%, а по сравнению с первым кварталом этого — на 2,3%.

В частности, в прошлом году промышленное производство за первые полгода сократилось на 4,9%, за первые полгода этого года — на 5,8%. Только в июле 2014 года промпроизводство рухнуло на 12,1% к тому же месяцу прошлого года. Такого катастрофичного результата в стране не было с 2009-го года, когда падение достигало 18,2%. Столь негативный результат обеспечили: угледобыча (падение на 28,8%), машиностроение (минус 23,8%), химпром (минус 22,2%), производство кокса (15,9%), металлургия (12,3%).

Снижение было зафиксировано в тех же отраслях и в прошлом году, однако оно было не столь сильным. Наиболее существенно пострадало машиностроение — оно в первом полугодии сокралиось на 18,7%, в первую очередь из-за введенного Россией эмбарго на поставку украинских вагонов.  Металлургия в прошлом году потеряла 5,5%, добыча угля — 5%.

/> Лишь немногим лучше ситуация и в сельском хозяйстве. Хотя в целом отрасль показала 3,4% роста за полгода, в прошлом году она развивалась в 4,4 раза быстрее и прибавила сразу 14,8%, в первую очередь за счет растениеводства, которое выросло сразу на 25,5%. Сельскохозяйственные ресурсы начинают проедаться: если в I полугодии прошлого года запасы зерна выросли на 1,3 млн т до 21,5 млн т, то в этом — сократились на 0,6 млн т до 20,9 млн т. Поголовье крупного рогатого скота в прошлом году выросло на 3%, в этом — уменьшилось на 3,2%.

Провал — дело рук Яценюка

Причины сокращения экономики сейчас и год назад совершенно разные. В прошлом году снижение определялось в первую очередь слабостью мировой экономики, в основном — России и стран Евросоюза, где рост был практически нулевым. Из-за этого не увеличивался и экспорт в физических
показателях, а в стоимостных он даже сокращался — в первую очередь из-за низких цен на металл и металлопрокат.

Финансово-экономический блок предыдущего Кабмина под руководством Сергея Арбузова делал все возможное для того, чтобы смягчить действие этих негативных факторов: удерживалась на нулевом уровне инфляция, очень умеренно повышались тарифы, был постоянным курс гривны, а зарплаты и пенсии регулярно повышались, что позволяло поддерживать платежеспособный спрос на украинскую продукцию со стороны населения. Развивались отношения как с Россией, так и с ЕС: в прошлом году команда Арбузова завершила подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Правительство помогало бизнесу диверсифицировать внешнеторговые связи: в частности, был подписан ряд долгосрочных соглашений с Китаем.

Сейчас определяющий фактор — крайне напряженные отношения с Россией, война на востоке страны, вызванная прекращением закупок газа из России необходимость экономить на газе и электроэнергии и падение внутреннего спроса из-за обнищания населения, из-за чего сокращают производство предприятия, ряд из которых вообще закрывается. Действие этих факторов только усиливается, что означает, что прогноз Кабмина о падении ВВП на 5% в этом году выполнен не будет. Куда более вероятным представляются прогнозы авторитетных финансовых международных организаций, таких как МВФ, ЕБРР и Всемирный банк, которые ожидают сокращения экономики на 7-10%.


Катастрофическое обрушение промышленности частично объясняется затянувшейся войной на востоке Украины: в июне этого года производство в Донецкой области производство упало на 28,5%, а в Луганской – вообще рухнуло на 56%. Однако немногим лучше обстоят дела и в других промышленных центрах Украины, где никаких действий не ведется. Так, промпроизводство в Киеве рухнуло на 17,4%, в Харьковской области – на 9,8%, в Полтавской – на 8,2%, в Днепропетровской – на 7,4%. Это результат именно плохого управления экономикой нынешними властями.

Резкое замедление роста сельского хозяйства объясняется и потерей сданного без единого выстрела Крыма, и продолжающейся войной на Донбассе. Только последнее приведет к потере 15% урожая Украины, признал недавно премьер Яценюк. Отрицательно влияет нарастающая торговая война с
Россией, которая фактически ввела эмбарго на поставки украинских овощей и мяса, и снижение цен на сельскохозяйственную продукцию в мире. Стоимость пшеницы с поставкой в сентябре на Чикагской торговой бирже с пика в мае этого года за три месяца сократилась более чем на 25%, кукурузы — более чем на 30%. И совершенно очевидная вина — девальвация гривны: из-за подорожания доллара стоимость производственных ресурсов в сельском хозяйстве, в первую очередь топлива, импортируемых или производимых из опять же импортируемого газа удобрений, взлетела на 50-60%. Производство многих видов продукции становится просто нерентабельным.

Дешевая гривна бьет по экономике

Нынешний Кабмин не борется с рецессией и не пытается стимулировать экономику, а, наоборот, постоянно “урезает” бюджетные расходы, не относящиеся к войне, и усиливает налоговое давление. Стоит вспомнить и введение 1,5%-ного “военного” налога с оборота, и планы по повышению НДС, и другие инициативы — и это в стране, где налоговое бремя и без того достигает удушающих 45% ВВП, в полтора раза больше, чем в других странах Восточной Европы, входящих в Евросоюз. Одновременно, НБУ никак не реагирует на продолжающуюся стремительную девальвацию гривны, хотя, совершенно очевидно, что ставка на подобный способ оживления экономики себя не оправдала.


Нынешняя же масштабная девальвация лишь наносит вред реальному сектору экономики, особенно в краткосрочном периоде. В начале этого года официальный курс доллара составлял 7,993 гривен, 19 августа этого года он вырос уже до 12,953 гривен. Девальвация на 62% — это результат непрофессиональной политики НБУ, полностью поддержанной премьером Яценюком.


Главная причина — полный отказ НБУ после назначения его председателем Степана Кубива в феврале этого года от поддержки валютного курса. И это несмотря на то, что НБУ в соответствии с Конституцией Украины обязан поддерживать стабильность на валютном рынке. Именно этим занимался Нацбанк, когда им управляли Сергей Арбузов и Игорь Соркин: в течение 2011-2013 официальный курс доллара был равен 7,99 грн.


Все плохо и с инфляцией. За три года украинцы уже успели привыкнуть, что цены в стране практически не растут, и в это в первую очередь заслуга Нацбанка, которым в то время управляли Арбузов и Соркин. Все изменилось в этом году. Уже в июле инфляция рванула вверх — цены выросли в среднем на 12,6% по сравнению с тем же месяцем этого года. И, как признался только что министр финансов Александр Шлапак, это не предел: по итогам года инфляция составит 19-20%.


А ведь еще два месяца назад казался шокирующим прогноз Валерии Гонтаревой, только что назначенной главой НБУ — тогда она заявила, что цены вырастут на 17-19%. И это далеко не первый раз, когда властям приходится пересматривать прогнозы — еще в марте тот же Шлапак успокаивал общественность, обещая инфляцию всего на 3-5%. Остается только догадываться, какой она будет в реальности.

Инфляция ускоряется с каждым месяцем. Если в марте по сравнению с аналогичным месяцем цены выросли лишь на 3,4%, то в апреле — на 6,9%, в мае — на 10,9, в июне — на 12%.

Значительная часть вины лежит на правительстве Яценюка, резко, на десятки процентов, поднявшего цены на газ и коммунальные услуги. И поэтому инфляция будет расти и дальше: ведь существенно подорожало еще и отопление, которое пока отключено, и расходов на него нет. Но даже так называемая “базовая инфляция”, которая не учитывает роста тарифов и различные сезонные факторы, в январе-июле составила 4,8%, хотя в прошлом году — всего 0,3%.

Вину с правительством должен разделить и Нацбанк под управлением Кубива и Гонтаревой, ведь остальное — это в первую очередь результат девальвации гривны, а также бесконтольная печать денег. За полгода НБУ передал правительству через облигации 22 млрд грн, просто напечатав их. Десятками миллиардов гривен раздавалось рефинансирование дружественным банкам — не только государственным, но и тем, которые подконтрольны олигархам, финансировавшим майдан — Приватбанку Игоря Коломойского, Надра-банку Дмитрия Фирташа, банку “Финансы и кредит” Константина Жеваго. Появившиеся в обращении лишние деньги, не обеспеченные ни золотом, ни товарами, ни услугами, разумеется, привели только к повышению цен.

Бумажные успехи

Из Украины бегут иностранные инвесторы. Если в I полугодии прошлого года прямые инвестиции иностранцев в акционерный капитал выросли на $0,86 млрд, то в этом году они уменьшились на $8,1 млрд. По сути, за 6 месяцев текущего года наша страна лишилась 92,5% прямых иностранных инвестиций, от поступивших в 2012-2013 годах.

Испуганные бесконечной войной, падающей экономикой и отстутствием хоть каких-то перспектив исправления ситуации иностранные инвесторы избавляются от украинского бизнеса. Единственное, что хоть немного спасает отечественную экономику от повального бегства зарубежного капитала – отсутствие спроса на украинские активы. Многие компании и рады бы их продать, но либо вообще не находят покупателя, либо не хотят получать значительные убытки от продажи из-за дисконта.

Цены на украинские активы низки: например, владелец Дельта-банка на днях объявил, что покупает у греческих владельцев украинский Universal Bank всего за 95 млн евро. А если правительство Яценюка, как и обещает, проведет национализацию принадлежащих российским инвесторам предприятий, то они обвалятся вообще до нуля. Ни один уважаемый инвестор не понесет свои деньги в страну, где правительство может их изъять просто так, потому что вдруг объявит твою страну недружественной. Тогда об иностранной помощи можно будет просто забыть.


Правительство Яценюка могло бы поставить себе в заслугу достижение положительного сальдо внешеторгового балана в $3 млрд в первом полугодии этого года, тогда как в прошлом году оно было отрицательным — $0,8 млрд. Это означает, что экспорт товаров и услуг в этом году заметно превышает  импорт, чего не было в прошлом году. Однако импорт был больше экспорта все послекризисные годы, но в прошлом году благодаря усилиям команды Арбузова он сократился почти в пять раз.

А вот успехи Яценюка объясняются просто. Из-за обвальной девальвации гривны импорт многих товаров стал попросту нерентабельным. Но замещения внутренним производством, как уже отмечалось, не произошло — промышленное производство тоже падает. Не оправдались и надежды на резкий рост экспорта, хотя по идее девальвация должна была сделать его более выгодным. Несмотря ни на что, экспорт товаров за полгода снизился на 5,2%, а экспорт услуг — и вовсе на 10,7%.

Главная проблема — резкое падение экспорта товаров в Россию. В этом году поставки туда уменьшились на 23%. Несмотря на все заверения, что разрыв отношений с Россией будет компенсирован сотрудничеством с Евросоюзом (который еще в марте обнулил импортные пошлины на украинские товары в одностороннем порядке), ничего подобного не произошло. Значительная часть украинской продукции нужна именно в России, но никак не в Европе или других странах.

Но главый секрет успеха правительство Яценюка — отказ с апреля оплачивать поступающий из России газ. “Газпром” перекрыл кран только в середине июня, но за это время Украина умудрилась увеличить долг за российский газ втрое до $5,3 млрд. А поскольку импорт учитывается именно по оплаченным поставкам, правительство просто показало народу эффектный фокус со статистикой.


Долги Украины только растут

Хуже того, фантастическими темпами растет не только долг “Нафтогаза” за поставленный газ, но и в целом долги украинского правительства перед миром. Это оборотная сторона той помощи, которую с удовольствием оказывают Украине западные страны. Яценюк сотоварищи не устают рассказывать, как они привлекли за рубежом миллиарды помощи, забывая указывать, что Украина, как и любой другой заемщик, берет эти деньги чужие и на время, а отдает свои и навсегда, причем отдает с процентами.


В I полугодии прошлого года, когда финансово-экономическим блоком правительства руководил Арбузов, долг страны увеличился на 11,3% до 545,1 млрд грн. А в этом, когда экономикой и финансами в стране командует Яценюк, он взлетел сразу в 1,5 раза — до 821,8 млрд грн. Причем основной вклад в этот рост составил именно рост внешнего долга государства, номинированный во все дорожающей валюте — теперь украинский бюджет должен иностранным кредиторам 672,1 млрд грн. Это в полтора раза больше, чем годом раньше. И примерно вдвое больше, чем планируемые доходы бюджета в этом году.

Никакой пользы экономике эти деньги, однако, не приносят — в ее развитие они не вкладываются, а идут на выплату подорожавших из-за девальвации ранее сделанных валютных долгов — и в результате совокупный объем долга все равно растет! Таковы настоящие плоды иностранной помощи, которую привлек Яценюк.

Стоит отметить, что в прошлом году Украина при Арбузове умудрялась погашать долги (только МВФ было выплачено более $5 млрд), не занимая новых денег у МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других международных организаций. Политика же Яценюка привела к тому, что объем госдолга уже
вот-вот превысит 60% ВВП, что по методике того же МВФ означает, что страна перегружена долгами. Такое соотношение характерно для развитых стран, за счет долга профинансировавших свое развитие. Украина же, не успев разбогатеть, уже оказалась по уши в долгах — и, соотвтетственно, благодаря Яценюку не сможет идти по тому же пути, что ранее прошли США и Европа.

Ухудшаются не только показатели торговли Украины с другими странами, но и торговля внутри страны. Если в январе-июле прошлого года оборот розничной торговли вырос на 10,6%, или на 47,5 млрд грн, то в этом он снизился на 1%, или на 18,6 млрд грн. А оптовый оборот предприятий рухнул и вовсе на 13,1%.

Это как нельзя лучше показывает различия между политиками Арбузова и Яценюка. Если первый старался стимулировать экономику за счет внутреннего спроса, для чего индексировались зарплаты и пенсии и удерживались под контролем валютный курс и инфляция, то последний сделал ставку на помощь Запада. Но в прошлом году благосостояние украинцев росло, что позволяло им покупать больше товаров, а в этом — падает, просто потому что у них остается меньше денег, а товары быстро дорожают. В результате сограждане беднеют, а помощь Запада ведет только к фантастическому росту долга, на обслуживание которого уходит все больше и больше средств и так похудевшего бюджета.

Читайте также по теме