С 1 августа система электронных публичных закупок ProZorro окончательно перешла с тестового на полноформатный режим работы, став обязательной к использования всеми структурами, которые выступают в роли государственного заказчика, а это: центральные и местные органы власти, госкомпании, естественные монополии, коммунальные предприятия и бюджетные организации.
Теперь все сверхпороговые тендеры (от 0,2 млн. гривен для товаров и услуг и от 1,5 млн. гривен — для работ) заказчик должен реализовывать в цифровом пространстве, а не в бумажном варианте, как это было ранее. При этом, как разъяснили в Министерстве экономического развития и торговли, все сделки, суммы которых находится на т.н. допороговом уровне, «являются добровольными, но очень желательными». По прогнозам предыдущего правительства, благодаря электронным закупкам государство в 2016 году сэкономит 5 млрд. гривен.
«Когда все госзакупки будут в обязательном порядке проходить через ProZorro, мы ожидаем экономии на уровне 40-50 млрд. гривен в следующем году», — заявил уже действующий вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Степан Кубив, добавив, что средняя экономия на тендерах в ProZorro составляет 14%.
Отметим, что в ходе первого этапа внедрения системы (апрель-июль), когда на ProZorro перешли только центральных органы власти, крупные госпредприятия и естественные монополисты, объем закупок через цифровую площадку составил 42,4 млрд. гривен при 72 420 объявленных тендерах, а экономию бюджетных средств оценили в 1,48 млрд. гривен.
По словам члена наблюдательного совета РroZorro Николая Жандорова, Минобороны с ее грандиозным бюджетом не вошло в ТОП-5 лидеров закупок, если сравнивать работу т.н. ProZorro 1.0 (тестовый период c 12.02.15 по 31.03.16 с объемом закупок в 15,3 млрд. гривен) с ProZorro 2.0 (с 01.04.16 по 31.07.16). Еще одна отличительная черта ProZorro 2.0 — в ТОП-5 товаров и услуг попала ранее не доминирующая среди закупок категория «строительные работы».
В целом в ТОП-5 организаторов торгов, по итогам первого раунда реформы (апрель — июль), вошли КГГА (14 999 тендеров), Мининфраструктуры (6 170), Днепровская ОГА (4 282), Минэнерго (2 847) и Днепровский горсовет (2 558).
Примечательно, что перед самым началом реформы, в конце марта, среди госпредприятий возник ажиотажный спрос на «бумажный» формат тендера. В частности, торги инициировали «Укрзализныця», «Укртранснафта», «Укрэнерго», подразделения «Укртрансгаза» и др.
«За последние четыре дня марта было объявлено тендеров практически на 20 млрд. гривен. Март 2016 по объему тендеров превысил март 2015 в 2,5 раза», — написал в своем Facebook куратор ProZorro, заместитель министра экономики Украины Максим Нефедов.
В свою очередь премьер-министр Владимир Гройсман призвал соответствующих распорядителей средств изучить ситуацию и в случае обнаружения злоупотреблений прилечь к ответственности нарушителей.
Кроме того, глава Кабмина пригрозил региональным властям увольнением, если они будут саботировать работу ProZorro.
Инсталляция ProZorro в областях, по мнению экономиста Александра Жолудя, все же будут проходить с трудностями.
«Нужно понимать, что ProZorro, как и любой инструмент, неидеален. Но по сравнению с тем, что было раньше, это, безусловно, достаточно большой прогресс. Не исключено, что с этой системой появятся проблемы, в первую очередь это связано с тем, что в областях не совсем верно составляют заявки и условия закупок. Это может привести к определенным проблемам», — заявил он.
Некорректности в заявках и неадекватность условий, отмечает М. Нефедов, могут быть элементами коррупционных схем.
«Грамматическая ошибка в названии тендера или выставление дискриминационных условий — это типичные случаи. Это попытка использовать асимметрию информации. Если мы с вами не знаем, чего действительно хочет заказчик, а кто-то один знает, то у него есть преимущество. Еще одно типичное нарушение — объединение в единый тендер несочетаемых продуктов, что очень сужает конкуренцию. Например, когда в одном тендере, не разбитом на лоты, вы закупаете продукты питания и пластиковые окна, найдется мало поставщиков, которые смогут продать вам и то, и другое. Иногда это прямая коррупция. А иногда лень», — сообщил он, отметив, что единая центральная база данных ProZorro должна справиться с подобными вызовами.
Еще одним препятствием, которое стоит на пути полноценной реализации реформы, выступает сегодняшнее недоверие частных поставщиков, которые привыкли к тому, что государственные закупки это закрытый клуб по интересам, а государственный заказчик – ненадежный партнер, способный в процессе сделки совершать встречные проверки и выставлять штрафы.
Здоровый дух конкуренции и экономия средств, как лозунги ProZorro, в принципе не применимы в случаях, когда речь идет о товарах с патентной защитой. Это могут быть, допустим, медикаменты или ПО.
Кроме того, в условиях полной прозрачности конкурсов можно ожидать, что их участники будут компенсировать отсутствие привычных откатов за счет снижения качества своих товаров и услуг, рассуждает экс-заместитель главы Национального банка Украины Сергей Яременко.
«Система электронных закупок ProZorro не имеет никакого отношения к коррупции. Это просто инструмент закупок, который имеет массу вариантов использования. Все зависит от того, кто будет этой системой пользоваться. К искоренению коррупции использование этой системы не имеет никакого отношения. Чтобы искоренить коррупцию Кабмин и парламент должны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю должны заниматься ликвидацией условий, при которой она становится возможной. То есть, отменять законы, инструкции, постановления и прочее. У нас вместо борьбы с коррупцией, ведется борьба с коррупционерами. Можно бесконечно с ними бороться, сохраняя систему, при которой коррупционеры имеют возможность незаконно обогащаться», — говорит эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Напомним, ежегодно государство заказывает товаров и услуг на 250 млрд гривен.