Будет ли продолжаться расширение Партии регионов и кому это выгодно? Именно этот вопрос сегодня остро стоит на повестке дня нового политического сезона. Не «дело Тимошенко», а именно стратегия электорального движения на 2012-2015 год будет определяющей в ближайшее время.
Прошло совсем немного времени после того, как Сергей Тигипко «сдал» партию «Сильная Украина» регионалам. Уже аноносировано вступление в ряды Партии регионов «Единого центра» Виктора Балоги и Народной Партии Владимира Литвина. Желание «слиться в объятиях» с партией власти продемонстрировала и Людмила Супрун со своей захиревшей НДП. Поговаривали также о возможном объединении с СПУ Мороза и новой Радикальной партией Олега Ляшко. Но и бывший спикер и новый партийный лидер немедленно опровергли столь гнусные инсинуации. Так что пока ПР, теоретически, будет «переваривать» людей Балоги и литвиновцев.
Сам Голова Верховной Рады долго колебался по поводу выборов. С одной стороны, он хотел идти по мажоритарному округу, где мог бы рассчитывать на поддержку односельчан, но тогда это выглядело бы предательством Народной партии. Действительно, что ж это за партийный вождь, который бросает свою «армию» в самый сложный момент на произвол электоральной судьбы? Перед партийцами неудобно, перед избирателями: теми, кто еще верит Литвину. И тут подвернулся такой прекрасный шанс, как объединение с Партией регионов. Буквально, ради реформ, естественно.
Поэтому Владимир Михайлович сперва радостно ухватился за спасательный круг, вальяжно брошенный с крейсера бело-голубых. «Не открою большой тайны, если скажу вам, что диалог у нас с Партией регионов о сотрудничестве ведется с 2007 года, с того момента, когда были досрочные выборы. Мы в процессе диалога, в процессе общей работы. Будет принято то решение, которое будет совпадать с нуждами страны. В отношении сотрудничества с Партией регионов я считаю, что сегодня необходимо консолидировать политически силы в Украине, и выступаю за то, чтобы обеспечить конструктивную работу”, — заявил глава парламента.
В свою очередь, Премьер-министр и лидер регионалов Николай Азаров во всеуслышание объявил, что приход спикера в ряды партии власти «это чрезвычайно правильный и хороший процесс. Вокруг мощной политической силы должен происходить процесс консолидации и все те, кто пытается сделать лучше для нашей страны, консолидируются вокруг Партии регионов, а мы будем принимать их с распростертыми объятиями. Я приветствую такой процесс". По словам лидера регионалов, для реализации реформ нужна поддержка как политических партий, так и граждан. "Мы за то, чтобы нас поддерживали. Нам нужна поддержка. Реформы, которые мы делаем, — тяжелые, непростые, но без них нельзя".
Правда, на это приглашение Владимир Литвин уже отреагировал не так солнечно и как бы слегка уклонился от широко раскрытых объятий Николая Яновича. "Речь не идет о том, чтобы вливаться ("Народной партии" в Партию регионов). Речь может идти об объединении", — сказал Литвин журналистам в понедельник, отвечая на вопрос о том, готова ли "Народная партия" влиться в состав Партии регионов. "Этот вопрос может и должен быть решен только на основании диалога, который должен состояться непосредственно в Партии регионов, а прежде всего — в "Народной партии", которую я представляю", — подкорректировал свой первый порыв спикер.
Другими словами, четких обещаний относительно консолидирования Владимир Михайлович не дал. Дескать, как партия скажет… Однако, не в позиции партийцев тут дело. Литвин торгуется. Пока за «слияние» руководителю парламента предложили всего 3-4 проходных места в списке партии власти: ему самому, И. Шарову и С. Гриневецкому. Литвин же пытается выторговать в три раза больше, проведя в парламент «верных бойцов». Сейчас его аппетиты считают слишком завышенными, ведь даже С.Тигипко согласился сотрудничать всего за 10 процентов «списочных мест», хотя его политсила раскручена, не в пример народникам, широко.
Аналогичным образом ведет себя и министр МинЧС Виктор Балога, контролирующий небольшую, но мощную закарпатскую группу «Единый центр». Виктор Иванович на инициативы ПР о консолидации ради реформ тоже заявил, что «надо посоветоваться с партией», что в переводе на нормальный язык означает — сформировать достойную цену. Лидеру ЕЦа для того, чтобы хорошо себя чувствовать в будущем парламенте, необходимо не менее 7-9 мандатов, а «заходить» в роли «тушки» бывшему губернатору, главе Администрации президента и министру как-то несолидно. Это мнение разделяют его верные коллеги — Петевка, Криль, Полянчич, Тополов, Оробец.
Учитывая переговорный опыт Балоги и Литвина трудно было надеяться, что они сразу кинутся в объятия партии власти, «сдав» свои козыри в виде достаточно раскрученных партийных брендов. Это сам по себе кандидат в депутаты мало чего стоит, а вот лидер «боевой» партии вполне может себе позволить набивать цену. Но помимо желания получить от слияния с партией власти по максимуму, есть и другая причина «торможения» процесса объединения. Это разногласия, которые существуют между главой Администрации Президета Сергеем Левочкиным и первым вице-премьер-министром Андреем Клюевым по поводу стратегии будущих выборов-2012.
Глава президентской Администрации, запустив механизм «укрупнения» Партии регионов, на самом деле, преследует цель «размыть» ее и установить над ней «надзор». Действительно, партия власти долгое время гордилась своей монолитностью, и соответственно – управляемостью. Мало кто мог предположить, что из Партии регионов «выделятся» отдельные «фракции» и заживут самостоятельной партийной жизнью, как это было, например, с СПУ. /> Однако, теперь, после старта объединительного процесса, не факт, что «бело-голбые» ветераны сохранят свое единство. Чем больше народу — тем меньше кислороду — это ж понятно. «Вливая» в ПР разные партийные силы, Левочкин не только «разбавляет» костяк партии и расшатывает ее структуры (которым надо будет «подвинуться» ради трудовиков, народников, центристов), но и понемногу отодвигает от руля Партии регионов ее вождей. Понятно, что первым под удар попадет Николай Азаров: ведь уже публично говорят о том, что первый вице-премьер Сергей Тигипко со временем «вырастет» в нового лидера Партии регионов — молодого, харизматичного, либерального, проевропейского. Это вам не Николай Янович с его капустой, ценами на памперсы и ломаным украинским языком. Такого лидера партии и Европе показать не стыдно, и избирателям.
Но после Азарова придет, несомненно, очередь других «мастодонтов», тех кто руководит партией непосредственно или имеет сильное влияние на финансовую или региональную структуру Партии регионов. Несомненно, такой сценарий «укрупнения ради реформ» не может не волновать А. Клюева, А. Ефремова, Б. Колесникова, В. Рыбака — людей, которые создавали партию с нуля и которые имеют сегодня контрольный пакет в ее правлении. Именно на их власть и влияние замахнулся глава Администрации Президента, внедряя новый предвыборный проект.
Те, кого хотят постепенно отодвинуть от рычагов управления партией, фракцией, и в конце-концов, от Президента, тоже не сидят сложа руки. Если технологичность и интеллект С. Левочкина вызывают доверие главы государства, то за спиной команды Клюева — землячество, опыт совместной работы, выборы парламента и Президента, годы успехов и неудач, которые они прошли вместе с Виктором Януковичем. Все эти козыри позволяют Андрею Петровичу лоббировать собственный предвыборный план.
Он предполагает полную отмену «мажоритарки» и ставку на обновленную пропорциональную систему. Но при этом максимально повышается проходной барьер – от 5% до 7 % ( сегодня — 3%). После тотальной зачистки политического поля (через административно-командные и репрессивные методы), шансы прохождения в Верховную Раду остаются у очень немногих сил. С уверенностью можно говорить лишь о самой партии власти, КПУ, «Фронте перемен» Арсения Яценюка. Под вопросом — правые силы, вроде ВО «Свобода» и БЮТ. Впрочем, если список Тимошенко достанется Турчинову и Кожемякину, то в нем будет больше регионалов Клюева, чем бютовцев Тимошенко.
Фактически, Клюев предлагает внедрить российскую модель, обустроив Верховную Раду по примеру Госдумы, где безраздельно царит «Единая Россия» и еще несколько «правильных» партий. Кстати, и проходной барьер на выборах в Россию составляет 7%. Не знаю, насколько легко будет использовать в качестве аргумента российский опыт сегодня, когда отношения между Медведевым и Путиным, с одной стороны, и Януковичем, с другой, овеяны прохладой. Но вообще-то Виктор Федорович всегда любовался на тот порядок, который выстроил Путин в России, в том числе, и в Думе. Таким образом, Андрей Клюев сосредоточит в руках полный контроль над парламентом, распределив сферы влияния. «Фронт перемен» возьмет под контроль Ринат Ахметов, Партию регионов и ее сателлитов будет опекать, как и раньше, лично Клюев. В итоге, Янукович получит ручной парламент и «конструктивную оппозицию».
Не об этом ли варианте говорил Президент в день Независимости, когда заявлял о новой нормативной основе и необходимости исправления «перекосов» действующей пропорциональной системы? Причем, В. Янукович ни разу не упомянул словосочетание «смешанные выборы» или «мажоритарка», хотя не так давно лично заявлял, что будь его воля, он проводил бы выборы исключительно по мажоритарной системе. Что это? Знак Клюеву? И может быть, поэтому, столь резво начавшийся процесс консолидации «по системе Левочкина» приостановлен?
Впрочем, гарантий однозначного перевеса у сценария Клюева тоже нет. Вряд ли парламент одобрит столь резкое ( в 2,5 раза) повышение барьера, да и Европа может не понять такого «электорального пируэта», который явно дискриминирует достаточно влиятельные в Украине политические силы, которые могли бы пройти в Верховную Раду, будь планка чуть пониже. Украина не готова к двухпартийности – с этим придется смириться даже такому стратегу, как первый вице-премьер.
Скорей всего, результатом компромисса станет 5-процентная «планка» для партий и отказ от смешанных выборов. Такой подход устроит не только партии, которые в случае завышенного барьера могут и взбунтоваться, но и ветеранов Партии регионов, которые при условии мажоритарно-пропорциональной схемы останутся вне списка. Уже сегодня в партии зреет недовольный ропот «стариков»… Кроме того, любая мажоритарка чревата неожиданностями, которые исключены в случае списочного «прохода маршем победы».
Ну, и наконец, подобный сценарий идеально воплощает систему партийных сдержек и противовесов: ни одной из групп в окружении Президента не удастся заполучить контрольный пакет влияния и над парламентом, и над правительством. Да, часть списка будет предоставлена Левочкину-Тигипко, но не более того. Свое влияние на Верховную Раду сохранит и Клюев, не меньшее, чем сейчас, а может, и большее. Отсутствие императивного мандата у депутатов делает их заложниками больших игр и невиданных комбинаций: ведь шансы формировать разнообразные конфигурации будут примерно одинаковы у всех «надзирающих» за новым парламентом. Но план Клюева гуманней для тех, кто сегодня вписан в партийный ландшафт Украины и тех, кто строил Партию регионов с нуля. Так что у него поддержки больше.
А как же избиратель, — спросите вы? А причем тут избиратель? — отвечу я.