Пустоцвет нации: дети пьют, бизнес процветает

По официальным данным, в Украине ежегодно ставят на учет 100 тысяч больных алкоголизмом. Но если оглядеться вокруг, заметно, что эта цифра занижена, как минимум, раз в десять-пятнадцать! Специалисты утверждают: если у вас в семье есть хотя бы один алкоголик, избежать сетей «зеленого змия» будет значительно сложнее. Ведь генетическая предрасположенность к алкоголизму передается по наследству. Но сломанные судьбы, осиротевшие дети, вымирание нации от злоупотребления спиртным – не аргумент для бизнесменов, работающих в этой отрасли. И, чтобы процесс спаивания молодежи ускорился, Украину буквально «заливают» дешевыми пивом и «слабоалкоголкой». 

АЛКОГОЛЬ ПРОДАЮТ ТРИНАДЦАТИЛЕТНИМ 

В Украине недавно прошел сезон «последних звонков». В теленовостях об этом событии поразила одна картинка: столичные девочки и мальчики в школьной форме набивают рюкзаки пивом и водкой. А их более состоятельные ровесники чинно отмечают праздник в кафе, пряча от бдительных родителей пиво под столом. Весело? Не очень. К сожалению, многие из них сегодня уже не мыслят досуга без бутылочки-другой любого слабоалкогольного пойла.

Спиртное  нередко дешевле сока и вполне доступно подросткам. Правда, его продажа лицам до 18 лет в Украине запрещена законом. В последнее время ведутся активные дебаты по поводу продления этого возраста до 21 года. Но специалисты убеждены: эти меры, вероятнее всего, не остановят рост детского и подросткового алкоголизма. Ведь штрафы для владельцев торговых сетей за отпуск спиртного несовершеннолетним — ничтожно малы. Но даже при этом, по данным Миндоходов Украины, только за январь – март  этого года общая сумма их составила 1,4 млн грн! А ведь при этом не пойманными «за руку» остаются сотни и тысячи торговцев спиртным.

«Если сейчас не придерживаются запрета на продажу алкоголя 18-летним, какие основания полагать, что поднятие этого возраста даст какой-то эффект? Его отпускают и 13-летним, и будут дальше продавать», — считает ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Наталья Левчук. По ее мнению, лишь драконовские штрафы и лишение лицензий на торговлю спиртным смогли бы как-то «усовестить» горе-продавцов.

СПИРТНОЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ РАЗВИТИЕ 

Украина занимает позорное третье место в Европе по уровню подросткового и детского алкоголизма. А по данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, алкоголизм отнимает у мужчин в среднем 4 года жизни, и 1 год — у женщин. Но до этого, как говорится, еще нужно «допиться» тем из детей, кто начинает употреблять спиртное лет этак с 10-12-ти, когда многие подростки впервые пробуют спиртное.

Как объяснил «ГолосUA» психолог-нарколог Владимир Иванов, слабоалкогольные напитки и пиво наиболее опасны именно для детского организма. Ведь ни ребенок, ни подросток, ни молодая девушка из-за неприятных вкуса и запаха водку пить сразу не могут. Однако, когда алкоголя в напитке мало и он «завуалирован» сладкими вкусами, организм легко принимает этот яд. Выпивка мгновенно повышает самооценку и снимает комплексы. Сегодня «помогает» одна бутылочка «слабоалкоголки», через месяц – две и так далее. Через полгода ребенок уже активно начинает употреблять крепкие алкогольные напитки, а к 18-19 годам становится хроническим алкоголиком.

По словам Владимира Иванова, в будущем это приводит к печальным последствиям. Алкоголь блокирует развитие психологической части личности, человек становится инфантилен. И такие молодые люди сегодня сплошь и рядом, с несложившейся личной жизнью и карьерой, безвольные и апатичные неудачники, «пустоцвет нации».

ЗВЕЗДЫ ТЕРЯЮТ СОВЕСТЬ

Настоящей государственной политики по борьбе с этим явлением, как и открытой статистики по уровню молодежного алкоголизма, в Украине нет. Нет и специализированных реабилитационных центров. Власти проще пребывать в роли «трех обезьянок»: «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Или просто выгодно?

А чтобы товар хорошо продавался, нужна реклама. Поэтому для продвижения пива и готовых алкогольных коктейлей производители нередко привлекают известных людей. И те с удовольствием соглашаются на «жирные» гонорары. Вот и рекламируют пиво «кумиры молодежи», те же знаменитые спортсмены. И дети безоговорочно им верят.

«Подросток, ребенок – самый незащищенный человек. Он не видит опасности, не может заглянуть вглубь ситуации. А, поскольку алкоголь пропагандируется известными личностями с экранов, как тут устоять? Но тот же спортсмен пусть встанет перед камерой и расскажет, сколько он выпил слабоалкоголки, достигая своих побед. Совсем он ее не пил! Потому что спортивные успехи и алкоголь – вещи несовместимые. А участие в рекламе – это чистая ложь и деньги», — убежден Владимир Иванов.

Конечно, для борьбы с алкоголизмом нужны запреты и ограничения. Но какими законами можно заставить людей, продающих алкоголь, не отпускать его детям? И как убедить тех, кто его рекламирует, не обманывать подростков? Для этого нужна хоть капля совести государственных чиновников, бизнесменов и всех тех, кто причастен к процессу…

КОМПЕТЕНТНО

Ирина СПИРИНА, народный депутат, представитель фракции КПУ:

— Уровень детского алкоголизма в Украине  столь высок, в первую очередь, из-за общей социальной неустроенности многих людей. В семьях, живущих в постоянном стрессе от безденежья, когда родители не могут найти работу, начинаются подобные проблемы. Ребенок идет на улицу, употребляет тонизирующие напитки, курит. Сегодня не работает ни одна социальная программа для организации детского и подросткового досуга, как это было раньше, в советские времена. Кто из родителей сейчас, летом, может позволить себе отправить ребенка в частный летний лагерь? В результате, дети остаются на улице.

Читайте также по теме