Димитрий Бабич
14:30 10/05/2014

Путь к миру: ООН готова обсуждать Договор о нераспространении ядерного оружия

В ходе своей третьей специальной сессии Организация Объединенных Наций подготовила полный пакет предложений и рекомендаций для Конференции по обсуждению нового Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Свод документов, несмотря на свою изначальную сенсационность, вызвал массу противоречий во мнениях стран-членов Совета Безопасности структуры и шансы на то, что в результате будет достигнуто устраивающее всех соглашение, были практически нулевыми. В итоге стороны пришли к единому мнению, однако, масса нерешенных вопросов все-таки осталась.

Прежде всего, целый ряд государств, в том числе Великобритания и Франция, выразили свою неудовлетворенность темпами разоружения. Представитель Лондона в довольно резкой форме подчеркнул, что его страна не видит прогресса в ликвидации оружия массового поражения со стороны Пакистана и сворачивания ядерной программы Исламской Республики Иран. А дипломат от Парижа фактически обвинил власти Сирии в применении ОМП против незаконных вооруженных формирований в частности и сирийского народа в целом. В свою очередь, представители официального Дамаска, отрицая наличие в САР боеголовок, обвинили Францию в нагнетании антисирийской истерии и политической дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. В итоге глава ООН Пан Ги Мун был вынужден, если так можно выразиться, «охладить пыл» участников дискуссии, призвав их абстрагироваться от взаимных препирательств, и сосредоточиться на обсуждении проблем разоружения глобального.

Впрочем, как показал текущий момент, о таковом говорить рано. Россия категорически отказалась рассматривать даже частичную ликвидацию своих ядерных арсеналов, заявив, что подобный шаг противоречит ее интересам и поставит под угрозу ее национальную безопасность.

«Ядерное оружие для России является сдерживающим фактором, поэтому на данном этапе отказаться от него государство не может», — подчеркнул глава делегации РФ Михаил Ульянов.

Практически в таком же тоне высказалась посланник Соединенных Штатов Роуз Готтемюллер. По ее словам, на сегодняшний день Белый Дом не рассматривает дальнейшей возможности выполнения своей части предварительных соглашений о сокращении ОМП, достигнутого с Российской Федерацией еще в 2011-м году. Таким образом, Вашингтон реагирует на резкое ухудшение взаимоотношений с Россией в связи с эскалацией напряженности в Украине.

Но чего же все-таки СБ ООН достиг в контексте ДНЯО? Во-первых, стороны пришли к соглашению о создании безъядерной зоны в ближневосточном регионе. Во-вторых, на форуме был принят документ, призывающий КНДР сократить количество испытаний баллистических ракет или отказаться от таких испытаний вовсе. И, наконец, в-третьих, делегаты полностью согласовали повестку дня слушаний по новому Договору, которые предположительно пройдут 1 декабря нынешнего года.

«Можно смело сказать, что такое согласование является событием историческим, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA международный наблюдатель при ООН Дъёрдь Кемеши. – На протяжении длительного времени дипломаты не могли прийти к единому мнению относительно соответствующей международной Конференции, и уже сама ближайшая перспектива ее проведения рассматривается аналитиками, как путь к миру, или, вернее очередной большой шаг к нему».

Как бы там ни было, а о месте проведения той же встречи дипломаты договориться так и не смогли. Ранее предполагалось, что страной, в которой она состоится, будет либо Ливан, либо Израиль, однако, как оказалось, не все члены СБ и специальных комитетов согласились с этими кандидатурами. В итоге было принято решение о дополнительных консультациях и совещаниях, которые пройдут в Женеве в конце мая нынешнего года.

Следует особенно отметить, что все решения форумов такого рода носят исключительно рекомендательный характер. Все страны, принимающие в нем участие, имеют право в одностороннем порядке выйти из ДНЯО, как это в свое время сделал Пхеньян. Однако уже сам факт, что Договор, образно выражаясь, получит новое звучание, вселяет надежду на то, что большинство подписавших его государств будут выполнять его основные рекомендации. По крайней мере,  первое время.

Читайте также по теме