С началом следующего месяца ожидается резкое подорожание электроэнергии, которое отразится на всем. А в Минфине говорят, что критическую стадию кризиса мы уже прошли. Экономисты отмечают, что оптимизм правительства нереалистичен.
«Есть основания считать»
Министр финансов Сергей Марченко заявил, что в июне уже запустились экономические процессы, которые подтверждают, что экономика выходит из кризиса. «Есть основания считать, что мы выходим из кризиса», — сказал министр. По его словам, падение ВВП в 2020 году не превысит 4,8%.
По словам министра, главная проблема, какую создал COVID-19, – разорванные экономические связи. «Есть основания считать, что наиболее критическую стадию кризиса мы уже прошли. Сейчас идет восстановление», — заключил Марченко.
По его словам, падение экономики Украины будет таким же, как в развитых странах.
Отметим, что Международный валютный фонд (МВФ) после утверждения программы помощи Украине ухудшил прогноз падения украинского ВВП в 2020 году до 8,2% вместо 7,7%, которые прогнозировал в апреле. В МВФ считают, что восстановление украинской экономики может продлиться до 2023-2024 годов.
В развитых странах также пессимистичны. Еврокомиссия обнародовала прогноз, согласно которому экономика Евросоюза в 2020 году войдет в глубокую рецессию из-за пандемии коронавируса. По последним прогнозам, экономика еврозоны сократится на 8,7% в 2020 году. При этом экономика всех стран ЕС сократится на 8,3%.
Таким образом, прогноз Еврокомиссии ухудшен по сравнению с весной 2020 года, когда ожидалось падение на 7,7% для зоны евро и 7,4% — для ЕС в целом. В ЕК отмечают: снятие карантинных мер идет более медленными темпами, чем ожидалось, поэтому влияние пандемии на экономическую активность в 2020 году будет более значительным, чем прогнозировали ранее.
Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони заявляет, что рецессия в еврозоне становится всё глубже. В интервью изданию Welt еврокомиссар указал: «В Италии, Франции и Испании экономика рушится на 10 – 11%. Это очень много. Другие экономики – Дании, Польши, Швеции или Германии – пока, по-видимому, лучше справляются с кризисом, там минус составляет около 4 – 6 %».
Экономист Александр Гончаров считает, что в украинской ситуации «все еще гораздо сложнее». «Украинская экономика начала сваливаться в крутое пике раньше наших западных соседей. Но Кабмин Шмыгаля об этом лицемерно молчит. Хотя эту тенденцию легко увидеть и на бытовом уровне: резко сокращаются реальные доходы населения, сжимается средний класс, огромное количество заробитчан и прочее», — написал экономист в Facebook.
Он отметил, что сохраняются огромные государственные и корпоративные долги, ВВП не растет (наоборот, сокращается), отсутствуют технические инновации.
По словам Александра Гончарова, в Украине «вообще многих звеньев не хватает в экономике». В частности, не хватает: национальной инвестиционной системы, которая бы связывала рынок совместного инвестирования с инвестициями в развитие производства; государственной политики развития отраслей экономики; законодательного обеспечения долгосрочного целеполагания стратегии развития; механизмов ответственности за управление государственными деньгами.
«Украина вошла бы в кризис и без карантина»
Министр экономики Сергей Марченко поясняет свой оптимизм относительно выхода из кризиса тем, что рынки украинской экспортной продукции — продуктов питания и зерновых культур — пострадали не сильно. Падение цен на руду и металл – не такое сильное, как на нефть и газ. А потребление электроэнергии в последние две декады, по словам министра, свидетельствует о возобновлении промышленного производства.
Сергей Марченко отмечает, что во время кризиса, вызванного эпидемией, многое потерял малый и средний бизнес. «Но статистика свидетельствует, что цифры регистрации новых ФОПов вышли на докризисный уровень», — сообщил министр.
Но Александр Гончаров парирует: «Сконцентрировав все властные полномочия и финансовые ресурсы, «слуги народа» на наших глазах ушли в «кусты», фактически сняв с себя прямую ответственность за происходящее в условиях эпидемии коронавируса и бюджетного кризиса».
Он прогнозирует, что «первые сюрпризы августа повергнут всех в шок». Так, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, с 1 августа увеличивает тариф на передачу электроэнергии на 54,6 %.
«Это уже совсем за гранью забирать последнее у людей, которых заставили сидеть дома без денег и при этом резко увеличить потребление электроэнергии. Степень выставляемого напоказ наглого цинизма и некомпетентности пробивает очередное дно», — восклицает он.
Экономист считает, что население почувствовало ухудшение экономики по состоянию собственных карманов. «И думаю, оценки эти достигли критических уровней… Денис Шмыгаль, вероятнее всего, не вполне отдавал себе отчет, что будет уже в мае — июне 2020 года с рабочими местами, промышленностью и в целом с украинскими рынками», — написал он в Facebook.
Отметим, что правительство обещало полмиллиона рабочих мест для трудовых мигрантов, вернувшихся в Украину во время карантина, чтобы задержать их на родине. А тем временем в мае объем денежных переводов трудовых мигрантов в Украину составил 805 млн долларов США (что на 20,7 % меньше, чем в мае прошлого года и на 19 % меньше, чем до введения карантина в феврале этого года).
А по итогам января-мая 2020 года объем частных денежных переводов в Украину сократился на 2,1% – до 4,54 млрд долларов США против аналогичного прошлогоднего периода (4,64 млрд долларов).
По прогнозу международной организации ЮНИСЕФ, из-за кризиса уровень бедности в Украине может вырасти с 27% до 44%.
Заслуженный экономист Украины Алексей Плотников считает, что заявление министра финансов о том, что Украина прошла критическую стадию экономического кризиса и вышла на восстановление, нереалистично.
«Эта оценка, скорее, бюрократически оптимистическая. В любом случае правительство должно демонстрировать какой-то оптимизм, говорить о том, что все в порядке», — пояснил он.
Экономист отметил, что МВФ презентовал World Economic Outlook, обновленную июньскую версию. «Там жестко расписано, почему это происходит: что Украина не готова к выходу из кризиса, она вошла бы в кризис и без карантина», — отметил он.
Кроме того, Алексей Плотников считает заявления министра финансов преждевременными.
«Никто не дает гарантии, что в октябре-ноябре не пойдет новый карантин, еще более жесткий, чем тот, что был в апреле, марте. Демонстрировать уверенность, что мы уже вышли, по крайней мере, преждевременно и непрофессионально. Опять-таки это, скорее, для создания позитивного имиджа для нынешнего правительства, чем для реальной констатации ситуации в стране», – резюмировал эксперт.