Пока одни наблюдают за происходящим на Майдане, а другие смотрят новости из Москвы о подписании соглашений по газу, в стране параллельно идут два процесса: бедные беднеют, богатые богатеют. По данным зарубежных исследований, доход гражданина Украины в десять раз меньше, чем в среднем в мире. Но при этом восемь наших олигархов вошли в список самых богатых людей планеты. Почему так происходит? Потому, что правительство превратилось в сервисный центр по обслуживанию олигархов. И чтобы оно хоть немного развернулось в сторону простых людей, нужно создавать систему народного контроля…
ЭКОНОМИКА В ШТОПОРЕ
На самом деле ситуация в экономике абсолютно критическая. Несколько дней назад Госстат обнародовал очередные цифры: за ноябрь объем промышленного производства «похудел» на 4,7%. Совсем плохо обстоят дела у химпрома – спад 18,5%, в машиностроении — 13,9%, в производстве кокса и продуктов переработки — 11,8%. Особенно печально констатировать факты, потому что падение это не разовое. Оно продолжается не первый год. В 2012-ом по сравнению с 2011-ым промпроизводство в Украине сократилось на 1,8%. В октябре 2013 года мы упали на 4,9%. Другими словами, идет постоянное снижение. И лайнер под названием «экономика Украины» методично входит в штопор.
Вместе с экономикой падают и доходы граждан. Как сказано в отчете швейцарского банка Credit Suisse под названием Global Wealth Report 2013, Украина оказалась в числе стран СНГ и Европы с наименьшим средним годовым доходом граждан (менее $5 тыс. на человека в год). В эту же, самую низкую по шкале категорию, попали более половины стран Африки, Индия, Боливия и др.)
При этом по другим исследованиям – например, ежегодному рейтингу компании Deloitte «ТОП-500», доходы украинских компаний за прошлый год выросли в среднем на 16,2%, в то время как средний прирост у европейских компаний… 3,26%.
Не удивительно, что восемь украинцев вошли в список самых богатых людей планеты по версии американского журнала Forbes. Их общий капитал составляет $31,1 млрд. В списке как известные, так и не слишком «раскрученные» фамилии — Ахметов, Пинчук, Коломойский, Боголюбов, Жеваго, Косюк, Порошенко, Веревский.
Эксперты допускают, что по итогам этого года мы увидим еще больше новых лиц среди богачей. Вот уже догоняет старую гвардию олигарховстаршийсын Президента: за полгода его состояние выросло до $510 млн. На подходе другие «молодые, да ранние» олигархи. Всех этих вундеркиндов объединяет одно: они могут позвонить любому министру или губернатору. И, кто сомневается, — их просьба тут же будет выполнена. У нас ведь уже не исполнительная власть, а кооператив по обслуживанию олигархов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАМ ПОМОЖЕТ
Вероятно, на это можно было бы закрыть глаза, если бы олигархический капитал работал в интересах народа. Но такое бывает лишь в фильмах для наивных. В жестоком мире капитализма бессребреников нет.
Объемы недополученных бюджетом налогов из-за продажи крупнейшими ФПГ производимой в Украине продукции за рубеж по заниженным ценам в 2012 году составили минимум 14 млрд грн. И это лишь фрагмент общей картины обдирания народа хозяевами жизни.
Учитывая прямую зависимость между падением экономики и деятельностью делегатов от олигархических кланов в исполнительной власти, Компартия Украины предложила взять работу правительства под «народный контроль». Лидер коммунистов Петр Симоненко напоминает, что у КПУ давно имеется в запасе качественная антикризисная программа, рассчитанная на простых людей. Но нынешняя власть категорически не хочет ее реализовывать, поскольку она предусматривает, например, государственную монополию на сверхприбыльные отрасли — алкогольную и табачную, а также повышение ренты за эксплуатацию недр. А это как раз и есть основные источники доходов самых богатых украинцев.
Уже слышу голоса скептиков, которые говорят, что идея народного контроля над правительством хороша лишь в теории, но невыполнима на практике. На самом деле создать структуру для представителей различных общественных организаций с правом следить за выполнением программы и деятельностью правительства в целом не так уж и сложно.
Есть исторический опыт: в СССР действовала четкая и структурированная система народного контроля на всех уровнях властной вертикали — от союзного и республиканских Комитетов до постов народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. И кто бы что ни говорил, работала она эффективно: о такой коррупции, как развелась сейчас, в советские времена даже помыслить не могли.
Есть и более современные примеры. Скажем, в России, в Татарстане создали электронную систему народного контроля: жители республики переписываются с правительством в Интернете, регистрируют свои жалобы, получают на них ответы, все это происходит публично и открыто для всех неравнодушных.
«Идея вернуть институт народного контроля — не нова, мы высказываем ее уже много лет подряд, — комментирует инициативу коммунистов лидер Компартии Петр Симоненко. — Она содержалась в предлагаемых нами изменениях в Конституцию, наряду с ликвидацией лишних звеньев власти и расширением полномочий территориальных общин. Почему это необходимо сделать и мы опять начали на этом настаивать? Потому что кризис, в котором оказалась Украина и который вылился в общественное противостояние, — это следствие пренебрежения основным принципом Конституции: народ — источник власти. Поэтому народный контроль над правительством — первый шаг к восстановлению народовластия в стране».