Тарас Корпан
06:00 17/09/2019

Ради кредита МВФ: К чему ведут прослушка НАБУ, обыски депутатов, статья за незаконное обогащение

Правоохранительная система коренным образом не изменилась, но теперь она получила возможность следить за депутатами, потерявшими неприкосновенность – отмечают эксперты. Они прогнозируют политический шантаж и …коррупцию, хотя антикоррупционные новшества вводятся под эгидой МВФ.

«Начало неоправданной концентрации власти в руках Президента»

Верховная Рада поддержала законопроект № 1009 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства».  За него проголосовали 297 нардепов. Кроме того, парламент сократил сроки подготовки документа ко второму чтению 278 голосами.

Документ предоставляет Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ) и Государственному бюро расследований (ГБР) право на прослушку – «самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в рамках проведения негласных следственных и розыскных действий».

Следует напомнить, что право НАБУ осуществлять прослушку неоднократно указывалось в меморандуме о сотрудничестве с МВФ. Так, НАБУ должно было получить право самостоятельно снимать информацию с каналов связи и проводить следственные действия под прикрытием еще до конца мая 2017 года.

Причем тогда указывалось, что предыдущий срок выполнения данного условия – конец ноября 2016 года – не был выполнен. Таким образом, законодательные изменения должны быть внесены в Верховную Раду и приняты к концу мая 2017 года (это было контрольным показателем сотрудничества с МВФ).  Уточнялось, что НАБУ должно пользоваться широким спектром методов расследования: операции под прикрытием, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам и контроль корреспонденции.

Несмотря на такие обязательства со стороны украинской власти, агенты НАБУ до сих пор проводят прослушку при посредничестве СБУ. Теперь, согласно законопроекту, НАБУ сможет не только подслушивать разговоры подозреваемых, но и нанимать негласных штатных работников.

Примечательно, что законопроект рассматривали накануне прибытия в Украину миссии МВФ. Миссия Международного валютного фонда уже прибыла в Украину, целью начавшихся переговоров является получение staff agreement (рекомендации совету директоров) для открытия новой программы сотрудничества до конца года, сообщил премьер-министр Алексей Гончарук.

Накануне было выполнено еще одно требование МВФ — 5 сентября приступил к работе  Высший антикоррупционный суд (ВАКС), который завершает создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и  Специализированная антикоррупционная  прокуратура (САП).

В этой системе НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ – расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а Высший антикоррупционный суд (ВАКС) – выносить приговоры. Таким образом, антикоррупционные органы смогут наказывать народных депутатов, министров, глав СБУ, ГПУ, премьера и других высокопоставленных чиновников.

Антикоррупционные органы задумывались западными партнерами как абсолютно независимые от властей.  А тем временем Верховная Рада уже направила на рассмотрение Конституционного суда законопроект, который предусматривает предоставление Президенту права назначать и увольнять глав Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований.

В Transparency International Ukraine считают, что новшества могут привести к неоправданной концентрации власти в руках Президента.  Там отмечают, что согласно закону о НАБУ, у Президента имеются лишь формальные полномочия по назначению главы НАБУ: он должен выбрать одного из двух-трех предложенных конкурсной комиссией кандидатов. А назначенный глава бюро может быть уволен в том числе по инициативе не менее одной трети депутатов Верховной Рады.  

«Изменения в Конституцию в короткой перспективе решат вопрос законности существования и деятельности органов, они могут дать начало неоправданной концентрации власти в руках президента», — отмечают в Transparency International Ukraine.

От пяти до десяти лет лишения свободы

Президент Владимир Зеленский уже подписал закон об отмене неприкосновенности народных депутатов. 3 сентября Верховная Рада поддержала изменения в Конституцию и ограничила неприкосновенность народных депутатов с 1 января 2020 года.  Закон убрал из 80 статьи Конституции два абзаца о том, что депутатам гарантируется неприкосновенность и без согласия Верховной Рады их нельзя привлечь к уголовной ответственности.

 Теперь, первое чтение прошел законопроект № 1009, согласно которому, из Уголовного процессуального кодекса Украины и закона Украины «О статусе народного депутата Украины» предлагают исключить нормы, согласно которым нельзя без согласия Верховной Рады «осуществлять обыск народного депутата Украины, осмотр его личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения, а также вмешиваться в тайну переписки, телефонных разговоров и другой корреспонденции».

Такие меры вызывают настороженность экспертов. Политолог Виктор Таран написал в Facebook: «Прекрасно понимаю, что будет потом. Всех, кто сегодня проголосует, а завтра выступит против власти — посадят в тюрьму. Посадят быстро и надолго. Конечно причина будет другая — например найдут наркотики в карманах или оружие подкинут. Вариантов много».

Впрочем, не исключено, что подкидывать ничего не придется. Верховная Рада за основу в первом чтении поддержала президентский законопроект об ответственности за незаконное обогащение.

Законопроект №1031, который внес президент Владимир Зеленский 29 августа, предполагает дополнение Уголовного Кодекса статьей 368-5, согласно которой незаконное обогащение наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Рада согласилась на подготовку к рассмотрению во втором чтении законопроекта в сокращенные сроки. Документ предусматривает конфискацию незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов.

Он предлагает установить уголовную ответственность за приобретение чиновником активов стоимостью более чем на 15 тыс. необлагаемых минимумов выше его законных доходов, то есть около 14,4 млн гривен.

Следует отметить, что ранее отмена аналогичной статьи Конституционным судом, привела к тому, что деньги по прежней программе МВФ не были получены сполна. Статья нарушала презумпцию невиновности, но очередной транш от МВФ в 1,3 млрд, который ожидали в мае, не был предоставлен.

Теперь в Нацбанке ожидают, что будет принята новая программа сотрудничества с МВФ, и Украина получит 2 млрд долларов в этом году и по 2 млрд долларов в следующие годы в рамках программы структурного финансирования.

 А политологи прогнозируют далеко идущие последствия для политической системы. Так, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напоминает, что Рада восьмого созыва «13 или 14 раз давал разрешение на привлечение к ответственности депутатов, но в итоге никого к уголовной ответственности не привлекли». Теперь происходит усиление власти Президента.

«Теперь становится возможной негласная прослушка депутатов, это будет легальным и законным. В результате политическая коррупция из публичной сферы переводится в непубличную, в закулисье. Теперь возможен прямой шантаж депутатов в интересах той или иной политсилы. Ведь, к сожалению, правоохранительная система сегодня коренным образом не поменялась», — говорит политолог.

 

Читайте также по теме