Пока перспектив разрешения нынешнего политического кризиса, переросшего в гражданское противостояние с десятками жертв, не наблюдается – все чаще политики, общественные деятели и журналисты говорят и пишут о перспективах возможного раскола или распада страны.
Тональность сообщений варьируется от федерализации до разделения Украины на несколько частей. Периодически масла в огонь подливают сообщения в СМИ сопредельных государств о возможности введения войск на ту или иную часть территории нашей страны с целью «защиты» того или иного этнического меньшинства, компактно проживающего там.
Уже активно рисуются карты нового мироустройства, согласно которому Украина будет поделена между соседями. В качестве «приобретателей территорий» обычно называют Венгрию, Польшу, Россию, Румынию, Турцию. Чехию, в таком качестве, практически не упоминают. При этом, как-то стороной обходится вопрос о том, а каким-таким образом данный процесс будет происходить, ведь инкорпорировать в себя новые территории с массой населения – это не кусок пирога съесть. Хотя многим кажется, что это также просто.
Возникающие проблемы можно, пусть и условно, разделить на несколько групп:
* Административные
* Экономические
* Социальные
* Культурные
* Военные
* Внутриполитические
* Внешнеполитические
В рамках решения административной проблемы любому желающему получить контроль над территорией придется запастись чиновниками. Коих на первом этапе объединения может потребоваться больше, чем есть сейчас. Напомню, что чиновников в Украине порядка 350 тыс. Да, эти чиновники должны будут знать украинский язык. Все. И уметь вести на нем делопроизводство.
Экономическая проблема будет заключаться в дотациях новому региону, которые будут уходить «в никуда» до тех пор, пока регион не сможет обеспечивать себя сам за счет налоговых поступлений. Этого же может не произойти никогда. Но в любом случае, финансирование новых территорий станет причиной для политических и социальных конфликтов внутри страны-приобретателя. Как минимум потому, что значительная часть ее жителей будет не в восторге от того, что их уровень жизни снизится за счет необходимости «кормить новых нахлебников». Именно так, длительное время, будут воспринимать жителей из бывшей Украины. Спецфондов же, способных обеспечить экспансию, сейчас нет ни в одной сопредельной стране.
Обеспечить образование, медицинское обслуживание, патронажную службу, сформировать систему выплат пенсий пособий новым гражданам придется решать в рамках социальной проблемы.
Как пережить шок и сделать новых граждан лояльными, ответ на это нужно будет искать в рамках искоренения культурной проблемы.
Что делать с возможным вооруженным сопротивлением и какими последствиями грозит война, как минимум партизанская, а как максимум с соседями за «лакомый кусок»? Эти вопросы могут разрушить то шаткое равновесие, которое сейчас существует в Европе и стать основанием для конфронтации между РФ и ЕС и не только. Здесь сойдутся военная и внешнеполитическая проблемы.
Конфликт внутри элит, передел сфер влияния, необходимость включать в себя многих новых членов «закрытого клуба». Подобное, может не хуже иной революции расколоть даже стабильное общество. Увеличение территории и населения даже на 5-10%, причем даже относительно мирным путем, не проходит без серьезной перестройки всех внутриэлитных отношений: от политических договоренностей до экономических сфер влияния.
Ответов на данные вопросы нет ни у одной из соседних с Украиной стран. Нет, потому как невозможно скрыть подготовку к экспансии такого масштаба, особенно сейчас, в эпоху Интернета и транснациональных корпораций. Для которых, между прочим, перекройка геополитической карты Европу также грозит многими рисками. А раз не ответов, то не будет и самой экспансии. По крайней мере до тех пор, пока они не появятся хоть в черновом варианте.
Если же Украина действительно распадется на несколько частей, а их будет явно больше чем две, то ее осколки будут продолжительное время жить самостоятельно. Примерно так, как сейчас существует Приднестровье: никому не нужное, чтобы включать его в состав своего государства, но необходимое в качестве буферной зоны/перевалочного пункта и полигона для экспериментов любого рода. Избежать этой судьбы смогут лишь очень небольшие анклавы, да и то с массой оговорок. Скорее всего, они получат статусы доминионов или протекторатов, а не войдут в состав иных держав. Новый передел границ в ЕС никому не нужен, точно также, как и увеличение территории России, которое будет крайне негативно воспринято всеми мировыми акторами.