Димитрий Бабич
06:00 28/03/2018

Распадется ли Сирия на зоны геополитических интересов Запада и Востока?

На днях Анкара официально заявила о том, что вооруженные силы Турции установили полный контроль над сирийским городом Африн. В настоящее время руководство ТР рассматривает возможность продолжения операции «Оливковая ветвь», целю которой является полная ликвидация баз Рабочей партии Курдистана (РПК) в северных районах САР и уничтожение разрозненных формирований экстремистской группировки «Исламское государство».

Как утверждают аналитики, таким образом, Турция закрепляет свое участие в сирийском конфликте и заявляет о себе, как о крупном геополитическом игроке. Это может вызвать недовольство как потенциальных противников турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, так и его соратников по военному блоку, а саму Сирию окончательно разбить на зоны интересов иностранных держав.

Еще в январе нынешнего года сам Эрдоган довольно убедительно объяснял мировому сообществу, что активные боевые действия в соседнем государстве Турции ни к чему. Дескать, цель акции «Оливковая ветвь» — обезопасить сирийско-турецкую границу от вылазок бежавших в Сирию боевиков РПК – группировки, которую ТР признала террористической. Но в ходе самой операции возникли, если так можно выразиться, непредвиденные обстоятельства, которые заставили президента Турции и его окружение пересмотреть план действий в САР. Курды оказали ожесточенное сопротивление: поддерживаемые формированиями оппозиционных Сирийских демократических сил они в течение около двух месяцев удерживали подступы к стратегическому городу Африн. Турецкие вооруженные силы понесли потери: по некоторым данным, с начала операции в регионе были убиты около 100 и ранены не менее 1000 военнослужащих. Взятие Африна было для Анкары делом чести, и она с этой задачей, в конце концов, справилась.

Но вот ведь в чем дело – на данный момент, по словам того же Эрдогана, проблема терроризма в Сирии и на севере Ирака осталась не решенной. «Мы считаем своим долгом продолжать борьбу против экстремистов в регионе», — заявил глава турецкого государства. По словам экспертов, уже в ближайшее время войска Турции и поддерживаемые ими подразделения противостоящей Дамаску Сирийской свободной армии (ССА) начнут так называемые «зачистки» в провинции Халеб (Алеппо) и районах города Дэйр-аз-Зора. «Эти территории Анкара традиционно рассматривает как зону своих стратегических интересов, — сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – Установив над ними даже формальный контроль, ТР действительно сможет обезопасить свои границы от потенциальных террористов, кем бы они ни были».

А вот интересы Анкары явно пересекаются с интересами Вашингтона. Ранее президент США Дональд Трамп неоднократно недвусмысленно давал понять, что Дэйр-аз-Зора и провинция аль-Хасеке попали в поле зрения Белого Дома, как плацдарм борьбы с остатками ИГИЛ. «Ограниченный контингент Пентагона постоянно присутствует в Ираке, и ему практически ничего не стоит перебросить военнослужащих в Сирию, — отметил ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Вне всякого сомнения, подобный шаг внесет полную сумятицу в геополитические планы Турции». Следует особенно отметить, что  в этой связи Трамп уже предупредил Эрдогана о нежелательных для Турции последствиях нахождения в САР. Позицию США поддержал и ЕС, осудивший как операцию «Оливковая ветвь» в частности, так и фактическое вторжение турецких войск в Сирию в целом.

В контексте Сирии нельзя не упомянуть об интересах еще одного геополитического игрока – Саудовской Аравии. Любопытный факт: формально признавая «руководящую роль» Соединенных Штатов в восстановлении послевоенной Сирии, Эр-Рияд также заявляет о своих интересах в регионе. В частности, саудиты (опять-таки при посредничестве Вашингтона) планируют – путем ввода миротворческих войск – закрепиться в провинции Абу-Кемаль и районе Эс-Сувейды. Каким образом этого удастся достичь, пока не известно – для ввода миротворцев необходима соответствующая санкция Организации Объединенных Наций. Напомним, кстати, что два последующих заседания СБ ООН по урегулированию в Сирии завершались провалом. Тем не менее, нельзя исключать, что уже в обозримом будущем путем усиления своего участия в возглавляемой Америкой антитеррористической коалиции СА все-таки осуществит задуманное. «Опять-таки, США остаются здесь практически на главных позициях», — подчеркивает европейский аналитик Мари Пьюдеба.

К сложившейся картине стоит добавить региональные интересы Российской Федерации. ВВС РФ обладает крупной базой «Хмеймим» в Латакии, а ВМС – осуществляет дежурство у берегов Тартуса. Помимо прочего, российские военные совместно с сирийскими правительственными войсками осуществляют операции в целом ряде регионов САР.

Говорить о том, что вышеперечисленные «геополитические игроки» откажется от уже фактически сыгравшей «сирийской ставки», попросту бессмысленно. И Турции, как новому – и уже полноценному – участнику послевоенного обустройства Сирии, с этим придется мириться. 

Читайте также по теме