Андрей Смирин
13:30 23/09/2014

Расправа под видом люстрации

Двадцать четвертого сентября должно состояться заседание Временной следственной комиссии по проверке судей. В этот день решится судьба почти десятка служителей Фемиды. Однако к законности процедуры их возможного увольнения есть очень большие вопросы…

Очищение всех ветвей власти стало одним из главных запросов общества после Майдана. Но одно дело, когда чиновник подпадает под люстрацию в результате тщательного расследования и собранных доказательств его злоупотреблений. Гораздо хуже, если под видом люстрации из органов власти, в том числе, судебной, просто убираются неугодные.

Похоже, именно такую люстрацию затеяли инициаторы этого процесса в судебной сфере. Все помнят, как аплодировали принятию (пусть и со второго раза) закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Название в миру – «о люстрации судей». Согласно документу, проверять «правильность» судей уполномочили Временную специальную комиссию по проверке судей судов общей юрисдикции (ВСК) в составе 15 человек. По пять от Пленума Верховного Суда Украины, парламента и правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики.

И все бы ничего, да вот с законностью этой структуры есть большие проблемы. Согласно Конституции, осуществлять дисциплинарное производство по отношению к судьям, в том числе, принимать решения о нарушении ими присяги, могут только две структуры. Это Высший Совет Юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Ни о каких «люстрационных комиссиях» в Основном Законе нет ни слова. А Конституция у нас, как известно, имеет преимущество перед любыми законами.

Неудивительно, что такой юридический казус не остался без внимания парламентариев. Особенно тех, которые разбираются в юриспруденции и судебной системе. 76 народных депутатов подали представление в Конституционный суд, дабы тот разъяснил – отвечает ли нормам Основного закона «люстрационный» закон. И, если нет, то признал его неконституционным.

Правда, КС уже успел снять этот вопрос с рассмотрения. Впрочем, это и неудивительно: данный судебный орган не раз доказывал свою потрясающую лояльность к власти. Причем – к любой. И, если сейчас власть имущим невыгодно разбираться в несуразностях люстрационного закона, и дана команда «фас» на некоторых судей, Конституционный суд, конечно, мешать этому процессу не станет.

Вообще-то почистить судейский корпус следовало бы давно. Многие судьи давно забыли, что такое – настоящее правосудие. А потому в судебной системе так много коррупционеров и просто бессовестных людей, которые своими решениями загубили не одну судьбу. Но вот в чем вопрос: решать, виновен судья или нет, должны абсолютно беспристрастные эксперты. А можно ли назвать таковыми членов люстрационной комиссии?

Так, в законе о люстрации судей четко прописано, что членами ВСК могут быть только те судьи в отставке, которые не занимали административных должностей в течение последних пяти лет пребывания на должности. Ну и, разумеется, они должны аполитичными и беспартийными. А теперь смотрим на членов комиссии. Ее глава – Владимир Мойсик, на момент избрания оставался лидером Ивано-Франковской областной организации партии «За Украину!». Еще двое членов ВСК — Юрий Кармазин и Николай Лавренюк были членами Президиума Верховного Суда Украины. То есть, занимали самые что ни на есть административные должности.

Бывшая уполномоченная по вопросам антикоррупционной политики при Кабмине Татьяна Черновол вообще разместила информацию о конкурсе на членство в ВСК… на своей страничке в соцсети. Совершенно «случайно» нашлись подходящие кандидаты, которые даже не сподобились подать документ в срок, опоздав на неделю. Но все равно – «прокатило». Как и то, что назначали их без приказа или распоряжения, и без одобрения Верховной Рады.

Но если все это – дело относительно недавнего прошлого, то прямо на наших глазах секретарь ВСК Марина Соловьева оказалась в списке партии «Громадянська позиція». А это неизбежно означает использование должности в политических целях, тем более что один из главных лозунгов партии — увольнение судей. И столь же неизбежно ближайшее заседание комиссии превратиться в предвыборное шоу, в котором охотно примут участие не только «люстраторы», но и такие любители публичных истерик, как Олег Ляшко или Сергей Соболев.

Впрочем, щепетильность в делопроизводстве членов комиссии не слишком волнует. Главное – как можно быстрее расправиться с неугодными судьями. Тем более, что в законе черным по белому написано: под люстрацию, прежде всего, попадают те служители Фемиды, которые принимали решения по поводу участников протестов во время революции. Другими словами, все судьи, которые посмели вынести вердикты об аресте хулиганов, должны быть уволены.

Никто не будет разбираться: может, решение все-таки было правомерным, и пьяного «активиста», который разбил витрину или избил милиционера, действительно стоило посадить за решетку? Очевидно, это только предлог и на самом деле, комиссия вольна произвольно выбирать факты «судебной предвзятости» и объявлять избранных судей виновными и подлежащими люстрации.

Заключение, которое по закону ВСК принимает по поводу того или иного судьи, согласно процедуре, направляется в Высший совет юстиции. Там, по идее, должны заседать абсолютно незаангажированные судьи, способные вынести объективный вердикт. Но в украинских реалиях это невозможно. Тем более что в ВСЮ «рвутся» те же, кто успешно служил всем властям, и сейчас снова ищет теплое местечко.

Так, в мае в Высший совет юстиции продвигали экс-защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко. Который, кстати, известен не только как злостный неплательщик алиментов, но и подозревается в причастности к контрабанде золота в Украину. Туда же Власенко пытается протащить своего давнего друга и партнера — Алексея Резникова. К слову сказать, протеже народного депутата Николая Мартыненко.

Впрочем, практически у каждого потенциального члена Высшего совета юстиции есть свои высокие покровители. За назначение Сергея Балаца и Сергея Бондаря ратует экс-председатель Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков. Назначить в ВСЮ Павла Гречковского требуют экс-председатель Совета адвокатов Украины Лидия Изовитова и кум Путина Виктор Медведчук. За Анну Фазикош «вписался» экс-глава президентского секретариата Виктор Балога. Говорят, занять место в Высшем совете юстиции не против и бывший глава Верховного Суда Василий Онопенко.

Такая цепочка лишний раз доказывает, что «вершители судеб» своих коллег – люди заинтересованные и отнюдь не беспристрастные. И при принятии решений они не станут уповать на слепую Фемиду или руководствоваться профессиональной объективностью. А сделают так, как велят им их высокопоставленные боссы.

Хуже всего, что судья, «назначенный» комиссией виновным, не может обжаловать ее выводы в суде. Это при том, что вершить правосудие в стране, согласно Конституции, могут исключительно суды, а не комиссии или судебные советы. В нашем же случае «люстрационная» комиссия может вмешаться в любое дело, даже в то, по которому не завершено производство.

При этом глава ВСК Владимир Мойсик понимает, что подобные решения – незаконны, и легко могут быть оспорены и в украинских судах, и, особенно, в Европейском суде по правам человека. Там вообще очень неодобрительно смотрят на огульные обвинения и национальное развлечение под названием «стрижка под одну гребенку». Тем более, в ЕСПЧ уже есть прецедент – дело «Александр Волков против Украины»

Поэтому господин Мойсик мечтает о расширении полномочий комиссии и изменение ее статуса с «временного» на «постоянный». Верх мечтаний нынешнего главы комиссии – стать дисциплинарной палатой при Высшем Совете Юстиции, которая бы решала, кого из судей карать, кого миловать.

Можно только представить, что будет, если планы Владимира Мойсика воплотятся в жизнь, и политически заангажированные, лично заинтересованные люди начнут принимать решения по увольнению или сохранению должностей за служителями Фемиды. Подобными методами никого не удивишь: мы этого насмотрелись во время правления Януковича.

Но разве новая власть не задекларировала жизнь «по-новому?». И в этой новой жизни, по идее, не должно быть места «охоте на ведьм», а все решения, особенно, касающиеся человеческих судеб, должны приниматься взвешенно и объективно. Пока же все выглядит так, что под задекларированной люстрацией судей кроется банальная расправа над теми, кто не пришелся ко двору новой команде. И анонсированное заседание комиссии будет политическим шоу, в котором голос судей, имеющих право на собственную защиту, не будет услышан.

Читайте также по теме