Андрей Кислов
17:00 14/10/2015

Расследование падения малайзийского Боинга может зайти в тупик

Украинские власти не обеспечили безопасность полета, когда под Донецком был сбит малазийский Боинг, — утверждает официальное расследование. А зарубежные СМИ полагают, что цена вопроса $200 млн., убытков от запрета полетов в опасной зоне. Авиакомпании, якобы, тоже не хотели тратиться на облет. Но не исключено, что в судах придется отвечать Украине.

«Украинская  власть об этом знала»

Нидерландский совет по безопасности на транспорте заявил, что Украина пренебрегала безопасностью гражданских самолетов до катастрофы малазийского Боинга 17 июля 2014 года под Донецком.

В докладе по результатам расследования говорится, что у Украины было достаточно причин закрыть воздушное пространство над Донбассом в качестве превентивной меры. Однако украинские власти лишь ограничили высоту полетов. Экс-руководитель Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк заявил, что информации об установке «Бук», которая бы могла сбить самолет на незакрытой высоте, в ведомстве не было.

Однако, данные о наличии в зоне АТО комплекса «Бук»  СБУ получила еще 14 июля. А по информации нидерландского совбеза с 15 по 17 июля над территорией конфликта  пролетали самолеты 61 перевозчика из 32 стран, и «никто не думал, что гражданская авиация в опасности».

«Украинская власть об этом знала. Они знали, что время от времени используются системы, которые могут быть опасными для гражданской авиации. Мы сделали вывод, что меры безопасности могли быть приняты украинскими войсками. Риск был недооценен», — подчеркнул спикер нидерландского Совета по безопасности на транспорте. Он отметил: «Согласно международной Чикагской конвенции по гражданской авиации государства отвечают за безопасность своего воздушного пространства».

Напомним, что в результате крушения самолета  MH17 авиакомпании Malaysia Airlines следовавшего рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур погибло 283 пассажира (из них 194 – граждане Нидерландов) и 15 членов экипажа. Это 9-я по количеству жертв авиакатастрофа за всю историю гражданской авиации.

Последствия для Украины

Управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский заявил в СМИ, что именно Украина должна была предпринять меры: перенаправить, запретить полеты, которые транзитом пролетают над ее территорией в силу требований Чикагской и Монреальской конвенций.

«Иски могут быть предъявлены к Украине, привлечь РФ к ответственности юридически безосновательно, а субъектов ЛНР и ДНР юридически в природе не существует», – подчеркнул он, напомнив, что в феврале 2015 года ПАСЕ отказала Украине в признании ЛНР/ДНР террористическими организациями. «Таким образом, юридически для голландцев сбитый «Боинг» находился в воздушном пространстве Украины», – считает он.

А управляющий партнер адвокатского объединения АО Suprema Lex Виктор Мороз  не исключает, что именно Украина будет возмещать ущерб родственникам погибших пассажиров лайнера. «Полагаю, что такие результаты расследования не соответствуют ожиданиям Украины», — отметил он.

Напомним, что доклад Нидерландов о результатах расследования авиакатастрофы малайзийского «Боинга» на востоке Украины будет передан в Совет Безопасности ООН.  Согласно этому докладу, об опасности в Украине знали: «Постепенно Украина закрывала воздушное пространство. Это было необходимостью, и Министерство обороны приняло такое решение – закрыть воздушное пространство до эшелона 260, это около 7900 м. Но для обеспечения дополнительной безопасности Госавиаслужба и Украэрорух ввели ограничение до 9750 м».

Цена вопроса — $200 миллионов

Ведущее малайзиское издание New Straits Times напоминает, что с момента катастрофы небо над востоком Украины закрыто по указанию Европейской организации по безопасности воздушной навигации, Eurocontrol. Воздушный коридор был одним из самых популярных. Запрет коснулся 350 рейсов сорока авиакомпаний. Украина из-за падения воздушного трафика каждый год теряет $200 млн.

Эта цифра была озвучена в материале репортер Эшли Халси из The Washington Post в июле прошлого года. В статье отмечается, что согласно Конвенции о международной гражданской авиации, государства имеют право устанавливать обоснованную плату за использование своего воздушного пространства. У некоторых стран такая статистика открыта, как у США, у некоторых, как у Украины, закрыта. Как утверждается в статье со ссылкой на источник в международной авиаорганизации, Украина получает, таким образом, около 200 миллионов долларов в год.

Отметим, что статья 11. Воздушного кодекса Украины гласит: «Плата за использование воздушного пространства Украины, его аэронавигационное и информационное обеспечение определяется положением, которое принимается государственным органом по использованию воздушного пространства Украины, согласованным с Министерством финансов Украины».

Транспортный эксперт Василий Шевченко пояснил в СМИ, что стоимость коридора рассчитывается по формуле, которая зависит от километража пролета, максимальной взлетной массы самолета и т.д.

«Для упавшего Боинга, максимальная взлетная масса которого составляет 247 тонн, стоимость коридора составляла приблизительно 100 евро за 100 километров», — подсчитал Василий Шевченко.

Отметим, что протяженность Украины с запада на восток – 1316 км. То есть за перелет по прямой, авиакомпания должна заплатить 13 тыс. евро. С  каждого авиалайнера взимается плата за аэронавигационное обслуживание. Ставка платы на маршруте — 45,56 евро; ставка платы за обслуживание на подходе и в районе аэродрома — 7,56 евро. По данным Украэроруха за 2013 год трафик над Украиной составил 534 581 полет.  По планам Кабмина, доход оператора на 2014 год должен был составить 2,7 млрд грн. (по курсу 8.2 грн за доллар).

Однако, после запрета, по данным  Eurocontrol, число рейсов выросло над Болгарией (+ 48%), Румынией  (+ 25%), Турцией (+21%), Венгрией (+ 20%). Перевозчики оказались в минусе, тратя, в частности, дополнительное топливо. Так, «Аэрофлот» был вынужден изменить 35 своих маршрутов. Это обходится компании в $20 млн. ежегодно.

«Похоже на провокацию»

Эшли Халси отмечает, что уже после катастрофы Боинга 777 Малайзийские авиалинии направили рейс Амстердам-Куала-Лумпур через южную Украину, что увеличило время полета на полчаса, а стоимость перелета на 10 тысяч долларов.

Репортер The Washington Postотмечает, что до катастрофы полеты над зоной боевых действий были разрешены всем авиакомпаниям на высоте от 9950 метров (эшелон 320). По мнению автора, в полетах над Донбассом были заинтересованы как Украина, так и, в первую очередь, авиакомпании — операторы перевозок. В материале утверждается, что авиакомпании настаивали на сохранении воздушного коридора над Донбассом, так как желали тратиться на облет опасных территорий. Это вело к существенным расходам на топливо и увеличение времени полета. Поэтому, дескать, на Украину предположительно оказывали давление сами авиакомпании, которые желали избежать убытков.

Примечательно, что после сбитого «Боинга» на Донбассе, авиакомпания Malaysia Airlines оказалась в тяжелом экономическом положении, теряя 2 млн. долларов в день. Причем, 8 марта 2014 года самолет того же типа «Боинг» — 777 этой авиакомпании, следовавший рейсом из Куала-Лумпура в Пекин, исчез с 12 членами экипажа и 227 пассажирами на борту. Что с ним случилось до сих пор остается загадкой. Расследование не дало никаких результатов.

Директор Института украинской политики Константин Бондаренко напоминает, что расследование катастрофы под Донецком будет продолжено в 2016 году. «Случившееся очень похоже на провокацию. Ведь в  гражданских конфликтах сбитый пассажирский самолет становится той каплей, которая  по замыслу авторов сценария должна привести к серьезному перелому», — сказал эксперт. Он привел в пример катастрофу 1961 года, когда  в небе над Конго был сбит самолет с Генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршельдом. В этом обвинили местных сепаратистов, и гражданская война вышла на новый уровень. Было проведено шесть официальных расследований, которые не дали однозначных результатов. И только в  1998 году стало известно, что к катастрофе были причастны британская спецслужба МИ5 и ЦРУ.

Читайте также по теме