Собутыльник расстрелял семерых гостей, приехавших на рыбалку. Трое из них – нацгвардейцы МВД, все — участники АТО. На рыбалке они находились с оружием. Полиция пеняет на алкоголь.
«На почве внезапно возникших неприязненных отношений»
В ночь на 22 мая в селе Новоселица Попельнянского района Житомирской области охотник расстрелял 7 рыбаков – так звучали первые сообщения об этой трагедии.
Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко сообщил подробности: на берегу пруда, неподалеку от села отдыхала компания киевлян, старых друзей, которые там собирались уже не раз половить рыбы. Всего по данным следствия их было 9 человек, включая арендатора пруда. После распития спиртных напитков, шестеро отдыхавших легли спать в стоящем на берега пруда сарайчике. Двое остались распивать спиртные напитки с арендатором.
«Около часа ночи, арендатор пруда, профессиональный охотник З., на почве внезапно возникших резких неприязненных отношений, начал расстреливать гостей из принадлежащего ему гладкоствольного охотничьего ружья марки «Иж». Сначала он убил двоих, что оставались с ним рядом. Затем начал расстреливать 6-х спящих. Всего он успел расстрелять семерых человек. Лишь один, услышав выстрелы, успел убежать в лес, выйти в село и вызвать полицию», — написал Геращенко на своей странице в Facebook.
Адвокат Игорь Серков задается вопросом: есть ли у нас профессиональные следователи и прокуроры, которые могут организовать проведение досудебного расследования, расследовать такое непростое убийство? «Их очень мало. Даже вопросы сформулировать в экспертизе непросто, там нужно задать массу сложных вопросов», – сказал Игорь Серков.
Следователи начали уголовное производство по ч. 2 ст. 115 (умышленное убийство двух и более лиц) УК. Злоумышленнику грозит до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Попутно выяснилось, что жертвами стрельбы стали участники АТО на Донбассе. Все семеро были добровольцами.
«Участники АТО, добровольцы»
Погибшие — участники антитеррористической операции, трое из них были действующими военнослужащими Национальной гвардии, находившихся на выходных днях после возвращения из ООС (Операции Объединенных сил на Донбассе.).
Издание «Dетектив-Info» со ссылкой на собственный источник утверждает, что речь идет о бойцах батальона имени Кульчицкого с позывными «Малек» и «Бородатый», и еще одном бойце приписанном к воинской части НГУ. Среди погибших называют воинов с позывными «Фин» и «Скандер» (он же «Украинский татарин»), а также волонтера под псевдонимом «Гець».
«Все погибшие – это участники АТО, добровольцы возрастом от 1990 г.н. самый молодой и 1970 г.н. старший», — сообщила СМИ руководитель пресс-службы полиции Житомирской области Алла Ващенко.
Она опровергла информацию в СМИ о якобы связи расстрела с отказом арендатора пруда платить взятки местным правоохранителям. Дело в том, что СМИ связывали расстрел с задержанием местного полицейского начальника, за которое, якобы, приехали отомстить киевляне.
«Эти события совершенно не связаны, поскольку АТОшники приехали на пруд отдыхать в 5 утра 21 мая, а задержание начальника Попельнянского отделения Коростышевского отдела полиции ГУНП в Житомирской области, подполковника Руслана Мшанецкого произошло позже», — пояснила Алла Ващенко.
Следует отметить, что сообщение о задержании начальника полиции одного из районов области, который требовал взятку за «невмешательство в деятельность, связанную с разведением рыбы», появилось накануне трагедии, когда погибшие были уже на пруду.
В официальном сообщении описывалась предыстория задержания: «Правоохранители задокументировали факт передачи должностному лицу полиции денежных средств и рыбной продукции на сумму пять тысяч гривен. В следующий раз полицейский приехал за «данью» сам к водоему, где работал человек, получил часть взятки, но его сразу задержали. Готовится вручения подозрения и избрание меры пресечения», — сообщил Facebook Департамента внутренних расследований Нацполиции.
«Алкоголь мог стать одной из причин расстрела»
Пресс-секретарь ГУНП в Житомирской области Алла Ващенко подчеркивает, что все участники трагедии между собой были давно знакомы, поддерживали отношения уже много лет.
«Приехали они к мужчине, который их расстрелял, еще задолго до трагедии, в ночь с 20 на 21 мая, и все было хорошо, поэтому мы не исключаем, что именно алкоголь мог стать одной из причин расстрела людей», — сказала она.
Обращает на себя внимание тот факт, что погибшие были вооружены. На месте их гибели нашли пять единиц оружия — четыре единицы принадлежали убитым. «В ходе осмотра места происшествия полицейские изъяли 5 единиц оружия. Установлено, что оно зарегистрировано и принадлежит участникам события. Среди изъятого оружия — охотничье ружье, из которого стрелял арендатор пруда», — сообщили правоохранители.
В СМИ появилась информация от анонимного полицейского, основанная, якобы, на показаниях подозреваемого. Дескать, подозреваемый после выпивки остался наедине с двумя гостями, остальные пошли спать. Один из оставшихся начал предъявлять ему претензии, что он «слил» в Департамент внутренней безопасности полицейского, которого накануне задержали. Гости стали угрожать, что «изнасилуют за предательство» и один из них угрожал ножом.
Подозреваемый стал стрелять из ружья, от выстрелов проснулись остальные гости. Они схватились за оружие, но подозреваемый их опередил, застрелив еще пятерых.
«Нет контроля над оружием»
Насколько достоверна история подозреваемого – неизвестно. Адвокат Игорь Серков рассуждает: «Мой профессиональный следственный опыт подсказывает мне, что в чистом виде, если и будут подтверждаться противоправные действия потерпевших в отношении этого стрелка, этого доказательства не будет».
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта указывает, что выходить с ружьем можно только на охоту. «Сейчас не период охоты, возникает вопрос, почему этот человек с ним ходил», — отметил он. Эксперт подчеркивает, что данное преступление – маркер состояния украинского общества.
Дескать, на фоне тяжелой экономической и политической ситуации в стране любой конфликт может закончиться мордобоем, стрельбой и поножовщиной. А МВД не справляется: «Нет профилактической работы и контроля над оружием», — заключает он.