Появилась информация, что подозреваемые в организации стрельбы в Княжичах проходили по делу о коррупции. По экспертному мнению, перестрелка между правоохранителями может скрывать за собой «значительное системное преступление», которое, возможно, пытаются скрыть.
Прослушивали по делу о коррупции
Миновало два года после перестрелки в Княжичах под Киевом, когда погибло пятеро сотрудников МВД. В мае Генпрокуратура заявила о завершении расследования. Однако в деле появляются новые подробности.
3 декабря 2018 года в СМИ появилась запись переговоров, как утверждается, начальника киевского уголовного розыска Леонида Куряты с начальником оперативной службы полиции Киева Игорем Иващенко. Якобы, те совещались, что делать, если злоумышленники будут убегать от полицейских.
В частности, Курята предложил открыть огонь на поражение. На то Иващенко ответил: «Хорошо. Ну если мы втроем будем, оружие есть, тот Mercedes рас…ярим, что ж делать».
Издание «Слідство.Інфо», обнародовавшее запись, поясняет ее возникновение записи тем, что СБУ прослушивала переговоры Куряты в рамках другого производства о возможной коррупции в киевской полиции.
Напомним, что в ночь на 4 декабря 2016 года в селе Княжичи Броварского района Киевской области между правоохранителями произошла перестрелка, в результате которой погибли 5 работников полиции. Это произошло во время спецоперации, когда сотрудники спецназа КОРД спутали работников Государственной службы охраны (ГСО) с преступниками.
По версии МВД, в ту ночь в Княжичах проводила операцию группа уголовного розыска и спецподразделение КОРД. Группа разведчиков уголовного розыска ожидала в заброшенном доме воров, о которых у них была оперативная информация. Но тут, в одном из домов по соседству, якобы, случайно — «в автоматическом режиме» — сработала сигнализация. На сигнал приехал не знавший об операции наряд ГСО, который заметил и задержал двух полицейских-разведчиков.
Освобождать разведчиков бросилась группа захвата и КОРД, дежурившая неподалеку в микроавтобусе.
«Группа захвата, судя по всему, решила, что сотрудники разведки попали в беду, захвачены преступниками, которые их обнаружили», – рассказывал советник министра внутренних дел Антон Геращенко.
В результате недоразумения началась перестрелка, в которой погибли двое сотрудников ГСО, двое полицейских-разведчиков и сотрудник спецназа КОРД. Примечательно, что сотрудники ГСО и полицейские разведчики, которых они задержали, были расстреляны прямо в маркированном автомобиле ГСО.
По данным ГПУ, подозреваемые применили огнестрельное оружие на поражение, что привело к смерти сотрудников полиции, повреждению служебных автомобилей, другого имущества и затратам из госбюджета. Этим они нанесли ущерб интересам государства, в частности, в виде материального — на общую сумму свыше 3,2 млн гривен.
После инцидента семь офицеров, находившихся на руководящих и оперативных должностях, были уволены из рядов Национальной полиции. В отношении еще девяти полицейских были применены дисциплинарные взыскания. При этом Куряту, которого подозревали в организации умышленного убийства и злоупотреблении служебным положением, в декабре 2017 года Окружной административный суд Киева восстановил в должности.
Пишут, что именно Куряту прокуратура подозревала в том, что он дал приказ расстрелять машину с задержанными разведчиками. Но обосновать свою версию перед судом не смогла. Тот командовал: «Е…ште их всех». Прокурор растолковал это как «убивайте», а адвокат — как «задерживайте».
Готовилось еще 8 подозрений, но о них забыли
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта считает, что событие в Княжичах показало, что все громкие заявления о реформах в полиции — блеф.
«Самое страшное– круговая порука, способность прикрывать мундиром самые страшные преступления. Система из этого тяжелейшего преступления не вынесла никаких уроков. Сегодня продолжают покрывать преступников в погонах и избирательно расследуются самые показательные ситуации», — сказал он.
Эксперт напомнил, что генпрокурор Юрий Луценко ранее заявлял, что дом в Княжичах, возле которого была перестрелка, был ограблен дважды: один раз – грабителями, второй – сотрудниками правоохранительных органов.
«У нас есть факты того, что дом, возле которого произошла перестрелка, был ограблен дважды: один раз – грабителями, второй раз – сотрудниками правоохранительных органов», — сообщил Луценко 26 января 2017 года.
Как известно, полиция отрицала причастность к грабежам в Княжичах. А в руководстве ГСО утверждали, что ее сотрудники не имеют права заходить в дом без хозяина. Но Луценко утверждал: «Давайте прямо скажем: дом был ограблен дважды! Сначала профессиональными грабителями, и, вероятно, это сделали также работники полиции охраны – ГСО. Прибывшие на вызов, когда уже первая волна грабителей отъехала».
Так генпрокурор говорил, несмотря на заявления полиции, что запланированный грабеж не состоялся, а трое подозреваемых, услышав стрельбу между силовиками, отказались от своего плана, пытались убежать и были задержаны под Киевом.
По словам же Луценко, группа, которая выехала на сработавшую сигнализацию в доме, его же и грабила. «У нас есть доказательства того, что они вынесли из уже ограбленного помещения элитные спиртные напитки и тут заметили разведчиков, которые за этим следят. А дальше произошло то, что произошло», — цитировали СМИ Луценко.
СМИ писали и о других версиях, в которых фигурировали миллионы гривен, прикрытие сыщиками банды, состоящей из бывших правоохранителей и бойцов добробата МВД и т.п. Но когда в МВД завершили служебное расследование, ничего подобного там не сообщили, а заявили лишь о «серьезной недоработке при планировании операции».
Тем не менее, в сентябре 2017 года ГПУ объявила подозрения бывшему начальнику управления уголовного розыска Киева Леониду Куряте, бывшему заместителю начальника отдела уголовного розыска райотдела Мариновскому и старшему инспектору подразделения Нацполиции для решения чрезвычайных ситуаций Андрею Курте. Их считали ответственными за организацию и обеспечение применения 4 декабря 2016 года огнестрельного оружия.
Среди подозреваемых называли начальника управления оперативной службы и сотрудника этого же управления — начальник отдела уголовных преступлений. Спикер ГПУ Лариса Сарган указывала, что им инкриминируют, в частности, превышение полномочий, организацию умышленного убийства.
Примечательно, что 1 сентября 2017 года Луценко заявлял, что готовится еще 8 подозрений. Но с тех пор к этой цифре не возвращались.
Сергей Шабовта считает, что преступление не было раскрыто с точки зрения публичного объявления его результатов.
«Это самая черная страница в истории, так называемой реформированной и обновленной правоохранительной системы. За событиями в Княжичах скрывается преступление. Это лишь фрагмент значительного системного преступления, которое происходило длительное время. Не исключаю, что и продолжает происходить на различных участках в Киевской области и других областных регионах», — резюмировал эксперт.