Государственная фискальная служба, по экспертному мнению, находится в сфере влияния премьер-министра Владимира Гройсмана и Администрация Президента, хотела бы «получить часть финансового потока» перед выборами.
«Так не доставайся же ты никому»
Кабинет Министров принял постановление о реорганизации Государственной фискальной службы (ГФС) путем разделения на Государственную налоговую и Государственную таможенную службы.
Политический эксперт Николай Спиридонов отмечает, что разделение происходит накануне старта избирательной кампании, которая начнется 31 декабря и завершится 31 марта. «Возможно, сейчас идет борьба за финансовые потоки и разные группы влияния в Кабмине и в Администрации Президента пытаются за них бороться», — предположил политолог.
Любопытно, что в начале 2018 года Кабмин отменил собственное постановления о реформировании налоговых и таможенных органов. Тогда правительство отказалось от идеи создания Межрегиональной таможни и Межрегионального управления ГФС.
Нынешнее постановление предусматривает разделение ГФС на налоговую службу (в состав которой будут входить подразделения налоговой милиции), и на таможенную службу, как отдельные центральные органы исполнительной власти.
Для реорганизации ГФС создадут комиссию. А конкурс руководителей налоговой и таможенной службы проведут в течение трех месяцев.
Николай Спиридонов отмечает: «Если говорить с точки зрения государственного управления, то необходимости в таком разделении лично я не вижу». Политолог считает, что Министерство финансов, которому подчиняется ГФС, находится в сфере влияния премьер-министра Владимира Гройсмана, и Администрация Президента хотела бы «получить часть этого финансового потока».
Он напомнил, что 11 декабря Окружной административный суд Киева своим решением восстановил в должности руководителя Государственной фискальной службы Романа Насирова. Суд признал, что отстранение Насирова от исполнения должностных обязанностей в марте 2017 года и его увольнение 31 января 2018 года были незаконными.
Напомним, что Насирова уволили в связи с наличием у него британского гражданства. Но суд счел это недоказанным. Сейчас ГФС руководит Александр Власов, который считается близким к премьер-министру Владимиру Гройсману. Так же человеком Гройсмана считался Мирослав Продан, который уволился в сентябре.
А вот, восстановленному по суду Роману Насирову приписывают лояльность к Президенту Петру Порошенко. Суд не только обязал Кабмин восстановить Романа Насирова в должности главы ГФС. Ему обязаны выплатить заработную плату за время вынужденного прогула начиная со 2 февраля 2018 года, когда правительство постановило уволить чиновника. Если учесть, что заработная плата председателя ГФС достигает 18 тыс. грн, то за 11 месяцев ему должны компенсировать около 198 тыс. грн.
Правительство намеревалось оспорить восстановление в должности Насирова. Об этом на своей странице в Facebook писал представитель премьер-министра Владимира Гройсмана в парламенте Вадим Денисенко. А теперь приняло решении о разделении ГФС на две службы.
Следует отметить, что ГФС в нынешнем виде существует с мая 2014 года. Госслужба была создана путем реорганизации Министерства доходов и сборов. А министерство это было создано в декабре 2012 года путем объединения Государственной налоговой и Государственной таможенной служб.
Теперь налоговую и таможню снова делят. А глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (Блока Петра Порошенко) сетует, что к разделению нужно было тщательней подготовиться.
Отдать налоговую БПП, таможню — НФ?
Нина Южанина считает, что разделение ГФС на таможню и налоговую службу может и не состояться без внесения изменений в законодательство. Дескать, все процедуры необходимо пересмотреть, чтобы это были «полноправные новые службы».
«Главными для работы этих служб являются все-таки таможенный и налоговый кодексы. Потому без внесения изменений в основное законодательство ничего не может состояться. И во-вторых, такая реформа должна происходить тщательным анализом тех процедур, которые уже давно должны были заменены на другие сервисы, и потому мне кажется, что немного нужно было подготовиться к этому разделению», — отметила она.
Следует отметить, что Нину Южанину по слухам прочили на должность главы ГФС. Об этом, ссылаясь на свои источники, заявлял эксперт Александр Дубинский, утверждающий, что она «куратор всех налоговых схем Президента и его ближайшего окружения».
Сама Южанина опасается «хаоса и потери управляемости» при разделении ГФС. Говорит, что для качественного разделения нужно, чтобы службы были созданы «возможно, даже с неофункционалом». Дескать о разделении речь шла в течение последних четырех лет. И все это время наблюдалась потеря таможней своих функций, «значимости и роли, которая должна была бы быть, и как это есть в других государствах».
Следует напомнить, что на заседании Кабмина 20 июня было принято решение предоставить контроль над таможенниками полиции. В качестве эксперимента полиции предписано круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля. Эксперимент должен был продлиться с 21 июня по 31 декабря 2018 года.
Полицейские получили право находиться в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах таможенной территории Украины, в которых органы Государственной фискальной службы осуществляют таможенные формальности. Полицейским дали право «выявлять факты нарушения таможенных правил».
Кроме того, МВД получило доступ к автоматизированной системе таможенного оформления. А начиная с 1 сентября МВД предписали отчитываться о проделанной на таможне работе совместно с ГФС и Минфином.
Министр внутренних дел Арсен Аваков тогда заявлял, что от борьбы с контрабандой государство может выиграть 70 — 100 млрд. грн. «Государственный бюджет Украины у нас 991 млрд гривен. План 2018 года от таможни — 343 млрд гривен. А мы тут рассчитываем, что у нас за счет контрабандных схем от 70 до 100 млрд гривен теряется, то есть 4 млрд долларов», — пояснял он.
Тогда высказывали мнение, что Гройсман решил открыто вступить с Президентом в борьбу за контроль финансовых потоков, опираясь на поддержку министра внутренних дел. Блогер Денис Безлюдько писал: «Министру внутренних дел Арсену Авакову дали доступ к контрабандным потокам на таможне. Раньше это была вотчина ГФС и СБУ (президентских ведомств), что было несправедливо по отношению к «Народному фронту». Ведь скоро выборы, и деньги нужны всем».
В июле Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что в соответствии с Таможенным кодексом, силовики не имеют права вмешиваться в работу таможни. Там имеют право находиться только таможенники. Но все осталось как есть. В декабре Аваков заявил, что таможенный эксперимент с участием Нацполиции принес в бюджет Украины дополнительно 32 млрд грн.
Глава МВД добавил, что результат эксперимента дал четкое понимание, что таможенная система нуждается в серьезных структурных изменениях. «Я считаю, что следует отделить таможенную службу от Государственной фискальной службы, ведь у них совершенно разные задачи», — заявил министр.