Украина продлила ограничения в торговле с РФ до конца 2019 года. Кроме того, наша страна разорвала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Российской Федерацией. Как это отразится на украинских производителях, а также, как это коррелируется с тем, что Украина увеличила импорт товаров из России — ГолосUA выяснил у политологов и депутатов.
Маятник качнулся в обратную сторону
Кабинет министров Украины продлил действие двух постановлений, предусматривающих ограничения на импорт продукции происхождением из России до 31 декабря 2019 года. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Минэкономразвития. Как отмечается, постановления предусматривают полный запрет ввоза ряда товаров из РФ, а также продление действия таможенных ставок на некоторые товары из России, которые до 2015 года ввозились без пошлины. Срок действия решений продлен до 31 декабря 2019 года с возможностью их продления в будущем.
Действительно, на мой взгляд, любые ограничение импорта в нашу страну являются положительным шагом. Но, тем не менее, закрывать глаза на российский рынок и ориентироваться исключительно на западный — считаю неверным. Ведь мы с европейскими странами находимся на разных стадиях экономического развития (по Й. Шумпетеру, экономическое развитие отличается от роста, то есть это не количественный, а качественный показатель). А значит «свободная торговля» для нас означает лишь то, что мы будем много импортировать готовой продукции, а экспортировать в основном сырье.
«В целом, если вообще говорить о торговых взаимодействиях с Российской Федерацией, мы видим, что маятник качнулся в обратную сторону. Если, например, в 2014 году торговый оборот между Украиной и РФ был 16 млрд долларов, потом он резко упал вследствие взаимных ограничений и того, что ЕС резко сократил покупку того же газа, а вот в последние полтора года мы видим, что торговый оборот между Украиной и Российской Федерацией, несмотря на формально введенные санкции ООН, продолжает увеличиваться. Если я не ошибаюсь, сейчас он достиг около 9 млрд долларов», — заявил политолог Алексей Якубин.
Это довольно небольшая сумма, отметил он.
«Мы больше ввозим товаров, чем продаем, на миллиарды долларов (по-моему, около 8 млрд долларов). Поэтому получается, что вот это постепенное восстановление торгового оборота с Российской Федерацией на контрасте с той риторикой, которая звучит со стороны Киева, и учитывая, что санкции будут увеличиваться (в общем санкции были продлены, а на определенную группу товаров даже расширены), то я связываю это с тем, что украинские производители сначала верили в то, что между Украиной и Европейским Союзом есть эта пресловутая зона свободной торговли. А по факту она оказалась в первую очередь довольно ограниченной и очень квотированной, потому что выход на европейский рынок означает в первую очередь смену и стандартов, и нормативов», — говорит А. Якубин.
Украинские производители знали, что наши товары, особенно товары с добавленной стоимостью на европейском рынке не очень-то и нужны, считает политолог.
Наши производители начали возвращаться на понятный им рынок
«То есть они готовы покупать в Украине древесину, услуги украинских программистов, зерно, ну а всю остальную продукцию с добавленной стоимостью — не готовы. Поэтому наши производители, несмотря на официальную политическую риторику, которая звучит в отношении России, начали возвращаться на понятный им российский рынок. И по факту большой Договор о дружбе, несмотря на то, что Украина говорит о его не продлении, но, тем не менее, до 1 апреля он продолжает действовать», — заявил А. Якубин.
А данный договор является базовым для целой группы других договоров, в том числе и экономической сферы, которые по факту продолжают действовать, отметил он.
«Сейчас, если я не ошибаюсь, между Украиной и Россией есть около 400 договоров, даже после не продления этого Договора о дружбе. Поэтому украинские производители стремятся вернуться на российский рынок, достаточно богатый рынок, и пытаются продавать там именно не сырье, а продукцию переработки. Думаю, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем в том смысле, что украинские производители будут стараться вернуться опять на российский рынок, потому что действующее правительство в Украине не выработало разумную политику помощи производителям товаров на внешний рынок», — говорит политолог.
Они оказались брошенными на произвол судьбы, и еще параллельно им создавали дополнительные ограничения, постоянно вводя эти санкционные списки, которые ограничивают те возможности, которые все еще сохраняются, считает А. Якубин.
«Думаю, что правительство понимает, что если они и дальше будут разыгрывать эту санкционную карту, то в первую очередь от этого будут страдать украинские производители. А у нас уже и так есть негативный торговой баланс по внешней торговле», — резюмировал он.
РФ как главный инвестор
Тот же Минэкономики отрапортовало, что товарооборот с РФ растет постоянно — как начался наш диалог экономический после распада СССР, так и по сей день, несмотря на ухудшение отношений в связи с аннексией Крыма, войной на Донбассе, военными санкциями, все равно Россия остается и главным торговым партнером, и главным инвестором, — заявил политолог Валентин Гайдай.
«Миллионы украинцев работают в России и сейчас, несмотря на вражескую антироссийскую риторику. Все равно у власть имущих с Россией тесные экономические контакты, торговые. Это очередной блеф, это все звенья одной цепочки и автокефалия, и защита языка, и развитие армии якобы, всяческие ограничения в отношениях с Россией. На практике же мы видим совершенно другие вещи. Тогда возникает такой вопрос, а как быть бизнесу Порошенко в России: фабрики Рошен в Липецке, заводу «Богдан», другим более мелким предприятиям и не только Порошенко, но и его окружения. Как-то странно получается», — отметил он.
Он, что, будет там сам себе руки отрезать? По-моему, это профанация, тем более что не следует забывать об обходных путях, через ту же Беларусь происходит торговля, через другие страны, говорит политолог.
«Не только России с Украиной, но и России с Западом. Никакие ограничения и санкции в этом плане не действуют. Ну что-то там стало меньше в плане реализации по сравнению с 2013 годом — в энергетике у нас уже меньше коопераций с россиянами, но даже и эта картина, как мы видим, идет на улучшение. Это вроде бы непонятное расхождение, а на самом деле все понятно. Потому как все рассчитано на того же потенциального антироссийского избирателя. Но это же профанация», — резюмировал В. Гайдай.
Торговый оборот с РФ только увеличился
«Они бы почитали просто статистику, у нас торговый оборот с Россией за последние годы только увеличился. Это произошло в основном за счет энергоносителей, в первую очередь за счет угля, который был наш, а сейчас мы покупаем наш, как российский. То есть существует статистика, что увеличивается торговый оборот», — заявил народный депутат Украины Николай Скорик.
Когда эту статистику видят на Западе, и когда наши «великие» деятели приезжают к ним и требуют санкций, а с другой стороны, у нас увеличивается торговый оборот с РФ, то этого никто не понимает, — отметил он.
«Точно так же, как никто не понимает, как при такой риторике нашего Президента могут не отбирать у него Липецкую фабрику – она продолжает, так или иначе, работать. Есть много вопросов, на которые нет ответа», — резюмировал депутат.