Димитрий Бабич
07:11 14/07/2018

Разрыв с Западом и укрепление на Востоке: чего ожидать от нового срока президентства Эрдогана

На днях в своей официальной инаугурационной речи вновь избранный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган клятвенно пообещал согражданам проведение кардинальных реформ, которые превратят Турецкую Республику в по-настоящему процветающую страну, а самих турок сделают «богатыми и счастливыми». По его словам, именно сейчас есть все предпосылки для того, чтобы Анкара громко заявила о себе, как о крупном геополитическом игроке и начала диктовать собственные условия не только потенциальным противникам, но и нынешним союзникам. Как утверждают независимые аналитики, подобные заявления отнюдь не являются «сотрясанием воздуха» — Турция действительно вступает в новую эпоху своего развития, и у Эрдогана появился реальный шанс оставить в этой эпохе свой след.

Пресловутый шанс нынешний турецкий лидер получил в ходе досрочных выборов президента и парламента 24 июня нынешнего года. Тогда большинство жителей ТР фактически одобрили превращение Турции в президентскую республику, ликвидацию должности премьер-министра и предоставлении самому Эрдогану неограниченных полномочий, включая формирование Кабмина, введение и отмену режима чрезвычайного положения, а также подписание международных документов. Трудно сказать, была ли подобная победа результатом блестяще проведенной предвыборной кампании, но факт остается фактом: турки поверили в способности Реджепа-бея коренным образом изменить жизнь Турецкой Республики. И изменения начались сразу же после объявления результатов выборов.

Прежде всего, «новый-старый» президент объявил о намерении свернуть ряд программ сотрудничества с Европейским Союзом, ясно давая понять Брюсселю, что в обозримом будущем интегрироваться в структуры ЕС Анкара не собирается. И этот шаг вполне объясним – в последнее время все выступления Эрдогана были пронизаны антизападной риторикой: глава государства сетовал на нерадивость Объединенной Европы в вопросах финансирования лагерей для беженцев, осуждал Евросоюз за блокирование турецких инициатив в Еврокомиссии и, наконец, критиковал европейских политиков за их прохладное отношение к турецкой позиции по Сирии. Несмотря на то, что прекращение партнерских отношений с Западом негативно скажется, в первую очередь, на экономике самой Турции, подобную инициативу лидер ТР сегодня оправдывает необходимостью «собственного, исконно турецкого пути развития Анкары». На фоне роста исламских настроений на территории от Эдирне до Мардина такая позиция явно играет Эрдогану на руку.

Еще одним шагом  турецких реформ может стать выход этой страны из состава Североатлантического альянса. Ни для кого не секрет, что отношения Анкары и западного военного блока ухудшаются в буквальном смысле с каждым днем. После массовых протестов турецкой стороны США в срочном порядке начали вывозить с военной базы Инджирлик ядерное оружие, а руководство НАТО в целом – сокращать свое присутствие в регионе. Но вот ведь в чем дело: на данный момент у Турции нет четкого алгоритма разрыва с Альянсом. Предложенные ранее Меджлисом (парламентом) варианты, как то возможность ассоциативного членства в этой структуре, не выдерживают никакой критики. «Здесь Эрдогану и его команде придется поискать безболезненные варианты «развода» с блоком, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Ни Вашингтон, ни Брюссель не могут допустить потери своих позиций в Юго-Западной Азии. В этой связи нельзя исключить новых попыток Запада «задобрить» Анкару». Что подразумевается под словом «задобрить», Питтерс не пояснил.

Впрочем, уже сейчас ясно, что политика «задабривания» обречена на провал. Как стало известно накануне, администрация Эрдогана одобрила план закупок у России зенитно-ракетных комплексов С-400 («Триумф»). Кроме того, Анкара объявила о намерении создать собственный военный блок, в который могла бы войти и Российская Федерация. Дальше – больше. Как ожидается, Турция, вопреки «настоятельным рекомендациям» американского Белого Дома, укрепит экономические отношения с Исламской Республикой Иран, примерно в полтора раза увеличив и импорт иранской нефти, а также расширит маршруты транспортировки российского газа по магистрали «Турецкий поток».

И еще одна ремарка. Нет никаких сомнений, что в рамках масштабной антитеррористической кампании армия Турции создаст систему своих баз в Сирии и Ираке. Помимо прочего, сама Анкара будет настаивать на альтернативном участии в операциях в арабском мире, включая Йемен, Судан и Ливию. «Одной из задач Эрдогана действительно является укрепление позиций ТР на Востоке, — отметил в комментарии ГолосUA турецкий политический эксперт Акиф Идиз. – И с большой долей вероятности можно предположить, что это ему удастся».

А вот каковыми будут внутриполитические реформы в Турции, предполагать не берется никто. Большинство обозревателей сходятся во мнении о вероятном укреплении вертикали власти, продолжении борьбы с инакомыслящими и постепенном превращении ТР в религиозное государство исламского толка. Но сейчас, в разгар празднований по случаю инаугурации Эрдогана, о негативных последствиях «кардинальных изменений» предпочитают молчать.  

 

Читайте также по теме