Озвученная 22 апреля идея правительства Нидерландов внести коррективы в Соглашение об Ассоциации (СА) между Европейским Союзом и нашей страной вызвала в мире неоднозначную реакцию. В Европарламенте выразили надежду на то, что итоги Референдума 6 апреля, когда большинство подданных короля Виллема-Александера сказали СА свое твердое «нет», и без того не повлияют на дальнейшее сотрудничество Киева и Брюсселя. Скептики же советуют не торопиться с принятием Украины в ЕС – по крайней мере, до полной стабилизации обстановки на Донбассе. И те, и другие сходятся в одном: на данном этапе говорить о полной «украинской интеграции» в европейские структуры бессмысленно. На этом фоне официальный Амстердам занял крайне осторожную позицию.
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте был вынужден признать: игнорировать результаты Референдума нидерландское правительство не может. В противном случае страну наверняка захлестнут массовые акции общественного протеста. Поэтому накануне он сделал заявление, которое противники СА уже расценили как собственную, едва ли не историческую, победу. Выступая перед членами Кабмина, он подчеркнул, что власти считают необходимым провести переговоры с европейскими партнерами об изменениях в Соглашении. По мнению аналитиков, Амстердам может обратиться в Совет Министров ЕС с просьбой учесть так называемую «особую позицию нидерландского народа». Фактически, это означает, что большинство пунктов документа, в которых речь идет о зоне свободной торговли, Нидерланды признают, а около 10% параграфов (борьба с коррупцией, безвизовый режим и т.д.) страна соблюдать не будет.
Следует особенно отметить, что сам Рютте попал в довольно странную ситуацию. Идя «на поводу» у большинства жителей государства, он рискует потерять авторитет в глазах Брюсселя – на днях руководство Евросоюза в довольно резкой форме заявило, что об отказе Амстердамом от СА с Украиной «не может быть и речи». Дескать, в данном случае Нидерландам стоит повиноваться мнению других 27 стран структуры, высказавшихся в пользу присутствия Киева на «европейской сцене». Как утверждают эксперты, единственным правильным для нидерландского Кабинета министров выходом может стать прошение об отсрочке подписания действующего варианта Документа. Как минимум – до Референдума о судьбе Британии в ЕС. В том же случае, если Лондон выскажется за выход из Объединенной Европы, голосование «на манер нидерландского» вполне может быть проведено в Венгрии, Чехии, Хорватии и Словении. А вот это уже явно не устраивает Ангелу Меркель, Франсуа Олланда, Йоханнеса Хана, Жана-Клода Юнкера и других «апологетов» самого что ни на есть активного сотрудничества с Украиной.
Но вот ведь в чем дело: в данном конкретном случае нельзя списывать со счетов и общественное мнение жителей Нидерландов. Так, в частности, инициаторы пресловутого Референдума уже заявили о намерении в судебном порядке обжаловать действия правительства, не пожелавшего «полностью отказаться» от идеи ратификации СА. Как бы там ни было, именно нидерландцы уже дали понять: в Европе нет единого мнения по Соглашению. «Даже если Брюссель все-таки заставит Амстердам ратифицировать документ, Нидерланды не станут «активным проводником» Украины на, как оказалось, тернистом пути СА, — сказал в комментарии ГолосUAбельгийский эксперт в сфере международного права Клаус Хофф. – Это, если хотите, — некое развенчание созданного украинскими властями мифа о том, что Объединенная Европа» «спит и видит» Киев в своих рядах».
В целом, как отмечают обозреватели, ЕС и в дальнейшем намерен контактировать с Украиной в вопросах интеграции. Это, в первую очередь, касается облегчения визового режима, укрепления торговых отношений и, наконец, финансовой помощи. Обо всем остальном – с подачи того же Рютте – мы узнаем не ранее, чем через несколько месяцев.