В Евросоюзе приветствовали европейский выбор Украины, не предусматривающий членства, но указали на конкретные обязательства, отмечают эксперты. Дескать, от украинской стороны срочно требуют создать Антикоррупционный суд и снять мораторий на экспорт леса. А справиться с «Северным потоком-2» европейцы помогать не спешат.
Требуется соблюдать «индикаторы»
В Брюсселе прошел ХХ-й саммит Украина-ЕС, по итогам которого Президент Петр Порошенко, президент Европейского Совета Дональд Туск и президент Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер приняли совместное заявление.
Политолог Павел Рудяков отмечает, что в этом документе «все упаковано в похвалу, однако укоры и требования имеют абсолютно конкретный характер».
Так, в декларации саммита имеется напоминание о важности соблюдать «индикаторы», которые позволили ввести безвизовый режим с Евросоюзом. Их Украина обязана выполнять, иначе, дескать, имеется механизм приостановки безвизового режима, и соответствующий отчет Еврокомиссии, который стороны «приняли к сведению».
Напомним, согласно этому отчету для сохранения безвизового режима украинские власти должны проводить антикоррупционные реформы и не мешать работе Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по борьбе с коррупцией.
Теперь, к этим условиям присоединили требование безотлагательно создать механизм проверки е-деклараций чиновников и срочно отменить е-декларирование для общественных активистов, которые подают декларации наряду с госслужащими.
Кроме того, ради сохранения безвиза, следует изменить закон об Антикоррупционном суде, и гарантировать юрисдикцию суда в отношении апелляции на решения судов первой инстанции.
Напомним, что после принятия закона об Антикоррупционном суде в нем была обнаружена скандальная норма, которая, по мнению антикоррупционных активистов, позволяет уйти от ответственности фигурантам 135 дел НАБУ, среди которых называют экс-руководителя ГФС Романа Насирова, экс-нардепа Николая Мартыненко и др.
Исправить норму закона Верховная Рада сможет только в сентябре. А между тем, европейская сторона напомнила обещание запустить Антикоррупционный суд до конца этого года.
Кроме того, украинским властям придется продолжать обеспечивать образование на языках нацменьшинств в начальной и средней школе, в дополнение к изучению государственного языка, как этого требует Венецианская комиссия. А с частных школ языковые требования вообще придется снять.
Как известно, Венгрия расценила украинский закон «Об образовании» как ущемление прав венгерского меньшинства. И теперь, на саммите Украина ЕС, от украинских властей потребовали «гарантировать уважение уже имеющихся прав представителей национальных меньшинств, как это указано в конвенциях ООН и Совета Европы и связанных протоколах; обеспечить недискриминацию лиц, относящихся к меньшинствам, и уважать разнообразие».
Политический эксперт Владимир Воля отмечает стремление европейцев к тому, чтобы в декларации каждый мог взять для себя что-то полезное.
«Поэтому позиция Венгрии была полностью включена в текст декларации и получила одобрение с украинской стороны», — сказал он.
Поскольку Глава государства подписался под этим документом, осенью ему предстоит убеждать парламент внести изменения в законодательство в пику мнению националистов
Также ему предстоит обеспечить отмену моратория на экспорт леса-кругляка. В подписанной Президентом декларации, это кроется за формулировкой: «Украина должна предпринять немедленные шаги для отмены всех мер, несовместимых с положениями Соглашения об ассоциации (включая ЗСТ) и другими международными торговыми обязательствами».
Европа хочет лес из Украины, а газ – в обход Украины
Прямо об отмене моратория на экспорт леса в декларации не говорится, однако накануне саммита вступило в силу решение Евросоюза о выделении Украине 1 миллиарда евро макрофинансовой помощи.
Правительство Украины и Еврокомиссия должны будут подписать меморандум. А, как известно, предыдущий транш в 600 млн. евро Украина не смогла получить потому, что не выполнила ряд обязательств, в частности, не отменила запрет на вывоз леса.
Напомним, мораторий действует с 1 января 2016 года, а 3 июля Верховная Рада ужесточила охранительные меры, усилила уголовную ответственность за незаконную вырубку леса и контрабанду лесоматериалов. Теперь за контрабанду необработанных лесоматериалов предусмотрено наказание в виде лишения свободы от трех до пяти лет. Если имеются отягчающие обстоятельства – фигурируют наказания по 10-12 лет тюремного заключения с конфискацией.
Отмена моратория сделает такие меры ненужными. Но добиться этого будет непросто. Благодаря мораторию инвестиции в лесную отрасль возросли более чем в два раза, сырьевой экспорт вырос более, чем на 4 млрд гривен. Но европейской стороне выгодны поставки леса из Украины. Ведь средняя стоимость 1 кубометра необработанной древесины на мировом рынке составляет 80 – 90 долларов. Экспортная цена необработанного леса – кругляка из Украины — 55 евро. Тогда как среднемировая цена обработанной древесины около 950 долларов за условный кубометр.
Обрабатывать украинскую древесину европейцы предпочитают на своих предприятиях в Венгрии, Польше, Словакии.
Те же страны поставляют нам природный газ. Злые языки поговаривают, что это на самом деле -российский газ с наценкой. Но украинская власть покупает газ в Словакии, Венгрии, Польше, называя его европейским. Обходится газ гораздо дороже российского. Так Россия предлагала 238,55 долларов за 1 тыс. куб. м. А цены на спотовом рынке, по которым страна в настоящее время покупает газ в Европе — от 250-300 до 500 долларов.
Экспорт российского газа в сопредельные с Украиной страны будет продолжен после 2019 года, когда закончится действие контракта Украины и РФ по транзиту газа, пообещали в «Газпроме». Но объемы прокачки сильно сократятся. В обход Украины строятся газопроводы «Северный поток 2» и «Турецкий поток». Когда они заработают, транзит российского газа через Украину упадет в 10 раз. А это значит, что Украина лишится 3 млрд. долларов в год, которые зарабатывает на транзите.
От саммита Украина-ЕС ожидали решительных шагов, чтобы помешать строительству «Северного потока– 2», который свяжет Россию с Германией по дну Балтийского моря. Порошенко на саммите заявлял: «Это не коммерческий проект, он не является экономическим или прибыльным – это абсолютно политический проект».
Но в итоговой декларации европейская сторона лишь подтвердила готовность включиться в трехсторонний процесс, который будет проходить при содействии Еврокомиссии, по договоренности о контракте по транзиту газа в ЕС после 2019 года.
Зато крупным прорывом можно считать упоминание в декларации саммита европейских устремлений Украины, правда, с оговоркой на Соглашение об ассоциации, к которому, как известно, имеется приложение от 15 декабря 2016 года. В нем указано, что Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статус кандидата на вступление в ЕС и не создает обязательства для присвоения такого статуса в будущем.
Теперь саммит Украина-ЕС констатировал: «Мы признаем европейские стремления Украины и приветствуем ее европейский выбор, как указано в Соглашении об ассоциации».
Павел Рудяков отмечает: «На бумаге написали наш европейский выбор, при этом известно, что 74% населения Украины считают, что наша страна двигается в неправильном направлении».